Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Мы уверены, что первые сценические опыты всех актеров во
многом сходны с описанными выше. С каким восторгом следит ребенок за руками
матери, которая дома на швейной машинке строчит костюм зайчика для новогоднего
праздника! Сколько надежды и предвкушения в его глазенках, когда кто-то из
домашних примеряет на него шапочку с “заячьими” ушками… Наконец, папа
торжественно и очень серьезно рисует гуашью или фломастером типично “заячий”
нос и усики. Бабушка и дедушка умильно бормочут: ”Ах, ты – наш заинька!”,… и
одним артистом в мире становится больше. Счастливый дитятя больше не любимый
Саша или Эдик, а зайчик, именно зайчик! Он поджимает ручки-лапки, становится на
цыпочки и радостно прыгает по квартире, представляя себя… Иронизируя по поводу
их наивности, нелепости, постараемся не забыть самого главного: своего первого
ощущения от прикосновения к роли, звука чужих слов, которые предназначено
произнести со сцены тебе, и только тебе. И, если не кривить душой, то, пожалуй,
мы с вами сойдемся во мнении, что главные вопросы, встающие перед любым
исполнителем, независимо от опыта, возраста и мировоззрения, заключаются в том,
что значит – сыграть роль, как стать “другим” человеком, и надо ли им
становиться? Для людей, не связанных с театром, эти вопросы не кажутся
существенными, ибо им не приходится отвечать на них ежедневно. Актеру же
приходится отвечать на них ежедневно и делать это не только теоретически, но и
практически. Трудность заключается еще и в том, что приблизительность в ответах
неприемлема, не то, что на сцене, даже в репетициях. Зритель, который платит
деньги, ждет от актера совершенного произведения, пусть маленького, но открытия
в знаниях о себе и других. Работу актера можно сравнить с настройкой бинокля:
нечеткий фокус смазывает изображение, вызывает раздражение у смотрящего. Может
быть, вы уже никогда в жизни не встретитесь с человеком, пришедшим сегодня в зрительный
зал, и он навсегда унесет с собой впечатление от вашей игры в исполняемой роли.
Думаем, что большинству актеров далеко не безразлично, каким станет это
впечатление; умение подарить частицу себя другим людям через роль, которую
играешь – подлинная радость профессии и одновременно главное ее испытание. Что значит – выйти на сцену? Что такое
роль? Как ее играть? Задача не с двумя неизвестными, а с сотнями, тысячами. На
эту тему написаны тысячи книг, этим вопросам посвящали свои творения крупнейшие
философы и историки, специалисты в области эстетики и поэты: Аристотель и
Буало, Пушкин и Гоголь, Фрейд, да мало ли еще кто… Тем не менее, каждое
поколение актеров ищет свои подходы к этой теме, практически решает стоящие
перед ним вопросы. Наверно невозможно изобрести какой-то универсальный метод,
пользуясь которым, можно, как волшебным ключиком “открывать” любую роль. Очень
важно понять, что, сталкиваясь со всякой новой пьесой и ролью, артист применяет
самые разные способы, чтобы раскрыть ее, примерить на себя, наконец, сыграть
то, что он хочет. Все это часто напоминает поиски черной кошки в темной
огромной комнате. Разница с известным философским афоризмом только в одном:
кошка в комнате есть, и искать ее не напрасный труд! Труд очень непростой, порой
мучительный, далеко не всегда ведущий к успеху. Как в известной актерской
присказке: “Актеры долго репетировали, у них ничего вначале не выходило, а вот
спектакль получился… плохой”. “ Это и есть, кстати, нормальный ход актерской
жизни – настоящие удачи редки, их ждут годами, бывает и дольше, но всякий
“живой” актер, который не останавливается в постоянном творческом “битье
головой о стену” удостаивается хоть раз в жизни высшей профессиональной награды
– вдохновенной тишины зрительного зала, признательно внимающего ему, как
оракулу… Пусть – мгновенье, но Славы, славы, сотворенной актером из “ничего”,
из великого “действа” Театра… |