Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Репетиционный процесс учебного спектакля такого рода имеет
свои существенные особенности. Дело в том, что отбор номеров и зарисовок для
готовящегося спектакля не заканчивается почти до самого его выпуска. Это
доказывает опыт и “Огонька на Моховой”, и “Тувинского метеорита”, и показанного
на экзамене режиссерского курса Ю.М. Красовского в мае 2003г. представления
“Клоунада” и многих других постановок. Зарисовки, поначалу казавшиеся удачными,
в ходе доводки на репетициях, уступали место другим. Это связано не только и не
столько с желанием педагогов “предъявить товар лицом”, но с тем, что многие студенты
довольствуются тем, что, добившись “узнавания” в своих характерах, перестают
“расти” в них. Тому бывают самые разные причины. Часто это связано с борьбой
актерских самолюбий, когда замечания педагогов студенту – “лидеру”
воспринимается им как попытка творческого давления. Часто это обычная лень неофитов,
сделавших удачные пробы и не старающихся продвинуться в своем развитии. Иногда
причина в неверном направлении развития упражнения, предложенном самим
педагогом. В репетициях учебного спектакля такого рода следует, как нам кажется
учитывать четыре важных психологических принципа работы: 1. Максимальная поддержка самостоятельных проб студентов,
которым подобные упражнения даются труднее всего. 2. Максимальная требовательность к наиболее успешным студентам. 3.
Создание в процессе
работы “конкурентной среды”, провоцирующей
группу на наиболее активную работу. 4.
Занятость студентов
в работе таким образом, чтобы большинство
из них чередовали “главные роли” в номерах с непременным участием в общих
сценах, песнях, танцах и т.п. Соблюдение этих принципов позволяет не просто равномерно “загрузить” большинство студентов
курса работой, а организовать “команду”, работающую в одном направлении в
условиях обязательной в театральном деле конкуренции. Вместе с тем, по сути
своей импровизационные задания, предполагающие юмор и веселое расположение
духа, помогают “раскрыться” робким студентам, теряющимся в группе в более
“серьезной” работе над отрывками и этюдами. Импровизационное самочувствие –
основа работы над такими спектаклями. Вот как говорит об этом педагог А.В. Толшин: “Выделим одну - важную
функцию импровизации - сохранение свежести и непосредственности актерского
исполнения, устранение неточностей и затяжек в процессе самого спектакля.
Инструментом такой работы может быть этюд - разведка, этюд – импровизация.
Хочется обратить внимание на самостоятельные коррективы, которые вносят актёры
в свою игру в результате таких репетиций. Ни один режиссёр не внесёт те
поправки, которые возникают в подсознании актёра, пробуждённом импровизационным
творчеством”. Хотя
в этой цитате речь идет о репетициях спектаклей “традиционных”, приведенное
высказывание в полной мере можно отнести и к спектаклю, составленному из
упражнений, наблюдений и т.п. |