Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Именно так мы и старались поступить в приведенных выше
примерах. Разложение и распад буржуазной семьи — так определили мы тему
горьковской пьесы. Чем же она заинтересовала Горького? Не тем ли, что он увидел
возможность через нее раскрыть свою основную идею, показать процесс разложения
всего буржуазного общества — верный признак его скорой и неизбежной гибели? И
не трудно доказать, что тема внутреннего разложения и распада буржуазной семьи
подчиняет себе в данном случае и все остальные темы, она как бы впитывает их в
себя и таким образом ставит себе на службу. На этом мы заканчиваем наше рассмотрение процесса определения
темы пьесы, вскрытия ее основной идеи и сверхзадачи. Допустим, что мы проделали эту работу в отношении интересующей
нас пьесы. Что следует делать дальше? Тут мы подошли к тому пункту, откуда пути различных творческих
направлений в театральном искусстве расходятся. В зависимости от того, какой
путь мы изберем, решится вопрос, хотим ли мы в дальнейшем, отказавшись от
самостоятельного творческого подхода к теме, пребывать в творческом плену у
драматурга и таким образом ограничить свои намерения только задачами чисто
иллюстративного порядка, или же мы претендуем на известную долю творческой
самостоятельности и на этом основании хотим на равных правах вступить в
сотворчество с драматургом и создать спектакль, который явится принципиально
новым произведением искусства. Другими словами, соглашаемся ли мы принять идею
пьесы и все выводы автора по поводу отображаемой действительности на веру, или
же мы хотим выработать свое собственное отношение к объекту изображения,
которое если даже и совпадает полностью с авторским отношением, то
переживаться будет нами как свое, кровное, самостоятельно рожденное, внутренне
обоснованное и оправданное. Но этого не произойдет, если мы не отвлечемся временно от
пьесы и не обратимся непосредственно к самой действительности. Ведь пока у
нас, по-видимому, еще нет никакого запаса своего собственного опыта, своих
собственных знаний и суждений о явлениях жизни, находящихся в кругу данной
темы. У нас нет своей собственной точки зрения, с которой мы могли бы рассматривать
и оценивать как свойства пьесы, так и руководящую идею автора. Всякая
дальнейшая работа над пьесой, если мы хотим подойти к данной теме творчески,
бесполезна. Если мы будем продолжать эту работу, мы волей-неволей окажемся в
творческом рабстве у драматурга. Мы должны приобрести право на дальнейшую
творческую работу над пьесой. Для этого надо временно отложить пьесу в сторону,
по возможности даже забыть о ней и обратиться непосредственно к самой жизни, к
самой действительности. |