Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Это требование сохраняет свою силу даже в том случае, если
тема данной пьесы вам очень близка, если круг явлений действительной жизни,
отображенных в пьесе, очень хорошо вами изучен еще до знакомства с самой
пьесой. Такой случаи вполне возможен. Предположите, что ваше прошлое, условия
вашей жизни, ваша профессия сделали так, что вы как раз вращались именно в той
среде, которая изображена в пьесе, размышляли именно над теми вопросами,
которые затронуты в ней, — словом, знаете очень хорошо все, что касается данной
темы. Ваша режиссерская творческая фантазия в этом случае невольно забегает
вперед, создавая различные краски будущего спектакля. И все же вы должны спросить
себя: не требует ли от вас ваша добросовестность художника, чтобы вы признали
имеющийся у вас материал недостаточным, неполным, и не следует ли вам поэтому,
имея теперь перед собой особое творческое задание, еще раз специально заняться
изучением того, что вы познали случайно? Вы всегда найдете в вашем прежнем
опыте и в приобретенных познаниях существенные пробелы, требующие заполнения,
вы всегда сможете обнаружить недостаточную полноту и цельность в своих
суждениях о данном предмете. Процесс познания действительности мы уже коротко описали
применительно к работе актера над ролью; теперь несколько разовьем эту тему
применительно к искусству режиссера. Напомним, что всякое познание начинается с чувственного
восприятия конкретных фактов, с живого созерцания, накопления конкретных
впечатлений. Средством для этого служит творческое наблюдение. Поэтому всякий
художник, а следовательно и режиссер, должен прежде всего с головой окунуться
в ту среду, которую ему предстоит воспроизвести. Он должен жадно набираться
нужных ему впечатлений, непрестанно искать необходимые для него объекты
наблюдений. Если режиссер обладает запасом нужных ему впечатлений,
приобретенных в порядке его личного жизненного опыта еще до знакомства с данной
пьесой, то он, естественно, пользуется не только наблюдениями, осуществляемыми
в данный момент, но и теми, которые хранятся в его памяти. Следовательно, личные
воспоминания и наблюдения режиссера — вот те средства, при помощи которых он
осуществляет задачу накопления нужного ему запаса конкретных впечатлений. Но личных впечатлений далеко недостаточно. Режиссер может
в лучшем случае, например, посетить две-три деревни, два-три завода: факты и
процессы, свидетелем которых он будет, могут оказаться недостаточно
характерными, недостаточно типичными для большинства колхозов или заводов.
Поэтому он не вправе ограничиваться личным своим опытом; он должен привлечь
себе на помощь опыт других людей; этот опыт восполнит недостаток его
собственных впечатлений. Это окажется тем более необходимым, если речь будет
идти о постановке пьесы, воспроизводящей жизнь, отдаленную от нас во времени
или в пространстве. Сюда относятся все классические пьесы, а также пьесы
иностранных авторов. И в том и в другом случае мы в значительной степени лишены
возможности получать личные впечатления, пользоваться нашими собственными
воспоминаниями и наблюдениями. |