Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Я сказал в «значительной степени», а не полностью, потому
что мы и в этих случаях можем увидеть в окружающей нас действительности нечто
похожее, аналогичное. Да в сущности говоря, если этого аналогичного или
похожего мы в классической или иностранной пьесе не находим, то едва ли и
стоит ставить такую пьесу. Нас обычно выручает здесь то обстоятельство, что у
действующих лиц почти всякой пьесы, когда бы и где бы она ни была написана, мы
найдем проявления общечеловеческих чувств любви, ревности, страха, отчаяния,
гнева и т.п. Поэтому у нас есть все основания, ставя, например, «Отелло»,
наблюдать, как проявляется у современных людей чувство ревности; ставя «Макбета»,
— как овладевает человеком, живущим в наше время, жажда власти, а потом страх
перед возможностью ее утраты; ставя чеховскую «Чайку», мы и теперь можем
наблюдать страдания непризнанного в искусстве новатора и отчаяние отвергнутой
любви; ставя пьесы Островского, мы и в нашей действительности сможем найти
проявления самодурства, безнадежной любви или же страха перед возмездием за
свои поступки и т.п. Для того чтобы наблюдать все это, вовсе не надо
погружаться в далекое прошлое или отправляться за границу: все это находится
рядом с нами, ибо зерно или корень любого человеческого переживания мало
изменяется с течением времени или переменой места. Изменяются условия,
обстоятельства, причины, а самое переживание остается в своей сути почти без
изменений. Что же касается специфических оттенков во внешних проявлениях
человеческих переживаний ( в пластике, манерах, ритмах и т.п.), то необходимую
поправку на время или место действия мы всегда сможем сделать, пользуясь опытом
других людей, которые имели возможность наблюдать интересующую нас жизнь.
Каким же способом мы можем использовать опыт других людей? Исторические документы, мемуары, художественная и публицистическая
литература данной эпохи, поэзия, живопись, скульптура, музыка, фотографический
материал — словом, все, что можно найти в исторических и художественных музеях
и библиотеках, все годится для осуществления нашей задачи. На основании всех
этих материалов мы должны составить себе возможно более полное представление о
том, как люди жили, о чем думали, как и из-за чего они боролись между собой,
какие у них были интересы, вкусы, законы, нравы, обычаи и характеры; что они
ели и как одевались, какие у них были привычки, как они строили и украшали свои
жилища, в чем выражались их социально-классовые различия и т.д. и т.д. |