Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Работая над пьесой М. Горького «Егор Булычев и другие» я
призвал на помощь, во-первых, собственные воспоминания — я довольно хорошо
помню эпоху первой мировой войны, в моей памяти сохранилось немало впечатлений,
полученных много в среде буржуазии и буржуазной интеллигенции, т.е. как раз в
той среде, которая подлежала в данном случае воспроизведению на сцене.
Во-вторых, я обратился ко всякого рода историческим материалам; мемуары и
воспоминания политических и общественных деятелей того времени, литературу и
поэзию, журналы и газеты, фотографии и картины, модные в то время песни и
романсы — все это я привлек на помощь в качестве необходимой творческой пищи. Я
прочитал комплекты нескольких буржуазных газет того времени («Речь», «Русское
слово», «Новое время», черносотенное «Русское знамя» и др.), познакомился с
рядом воспоминаний и документов, свидетельствующих о революционном движении
того времени, превратил на время работы над пьесой свою комнату в небольшой
музей по истории общественной жизни и классовой борьбы в России в эпоху империалистической
войны и Февральской революции. Следует особенно подчеркнуть, что на данном этапе работы
режиссеру важны не обобщения, выводы или умозаключения, касающиеся той жизни,
которую он изучает, а пока только одни факты. Побольше конкретных фактов —
таким должен быть лозунг режиссера на данном этапе работы. Но возникает вопрос: до каких же пределов режиссер должен
заниматься собиранием фактов, когда же он, наконец имеет право с удовлетворением
сказать самому себе: довольно! Такой границей служит тот счастливый момент,
когда режиссер вдруг почувствует, что в его сознании возникла, наконец, органически
целостная, вполне законченная картина жизни данной эпохи и данного общества.
Режиссеру вдруг начинает казаться, что он сам как будто бы жил в данной среде и
был живым свидетелем тех фактов, которые он по крохам собирал, пользуясь
разного рода источниками. Он теперь может без особенных усилий рассказать даже
о таких сторонах жизни данного общества, о которых никаких исторических
материалов не сохранилось. Он уже невольно начинает умозаключать и обобщать.
Накопленный материал начинает сам собою синтезироваться в его сознании. Е.Б. Вахтангов как-то сказал, что актер должен также хорошо
знать все, что касается его жизни в качестве образа, как он знает свою
собственную мать. Мы вправе то же самое сказать и о режиссере: режиссер должен
так же хорошо знать ту жизнь, которую он хочет воспроизвести на сцене, как он
знает свою родную мать. |