Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Выполнить указанное требование бывает нелегко. Сплошь да
рядом происходит так. Режиссер говорит актеру: вот как ты должен здесь
реагировать. И актер согласен, он понял смысл и необходимость предложенной ему
сценической реакции. Но вот он пытается ее осуществить, и у него это получается
искусственно, рассудочно, нарочито, несвободно. Режиссер говорит ему:
освобождаю тебя от всяких обязательств, делай, как выйдет, делай, как тебе
хочется! Актер делает, как ему хочется, и получается неверно — то, что он
делает, не отвечает заданию, замыслу, не соответствует определенному пониманию
образа, связанному с общей идеей спектакля. Результат — искажение замысла,
искажение идеи. Только тогда, когда необходимое делается с ощущением свободы,
когда необходимость и свобода сливаются, актер получает возможность творить.
Пока актер использует свою свободу не как осознанную необходимость, а как свой
личный, субъективный произвол, он не творит. Творчество всегда связано со
свободным подчинением определенным требованиям, определенным ограничениям и нормам.
Но если актер механически выполняет поставленные перед ним требования, он тоже
не творит. И в том и в другом случае полноценного творчества нет. И
субъективный произвол актера, и рассудочная игра, когда актер насильственно
принуждает себя к выполнению определенных требований, — это еще не творчество.
Элемент принуждения в творческом акте должен совершенно отсутствовать: этот
акт должен быть предельно свободным и в то же время подчиняться необходимости.
Как этого достигнуть? Во-первых, необходимо иметь выдержку и терпение, не
удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания, не станет органической
потребностью актера. Для этого режиссер должен не только разъяснить актеру
смысл своего задания, но и увлечь его этим заданием. Он должен разъяснять и
увлекать — воздействуя одновременно и на разум, и на чувство, и на фантазию
актера — до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока
результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как
бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции актера. Трудность этого заключается в том, что все реплики и поступки
партнера, все происходящие на сцене факты и события, вплоть до самого финала
пьесы, известны актеру заранее. А между тем он обязан любой заранее известный
ему факт воспринять как полнейшую для него неожиданность. Он должен верить, что
он не знает, какую реплику сейчас произнесет партнер, и что он потом на нее
ответит, хотя и то и другое он заранее выучил наизусть. Творческое самочувствие
актера наиболее ярко проявляется именно в этой способности заранее известные
воздействия воспринимать как неожиданные и так же на них отвечать. Тот, кто
вообще на это не способен, — не актер. |