Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Итак, творческое самочувствие актера выражается в том, что
он, находясь на сцене, всякое заранее известное воздействие принимает как
неожиданное и отвечает на него свободно и в то же время верно. Именно такое самочувствие и должен стараться вызвать режиссер
в актере и потом всячески его поддерживать. Для этого он должен знать способы и
приемы работы, которые помогают осуществить эту задачу, и научиться применять
их на деле. Он должен знать также и те препятствия, которые стоят перед актером
на пути к творческому самочувствию, чтобы помогать актеру устранять и
преодолевать эти препятствия. На практике мы нередко сталкиваемся с обратным: режиссер
не только не стремится привести актера в творческое состояние, но, напротив
того, своими указаниями и советами всячески этому мешает. А между тем
правильное творческое самочувствие актера на сцене — необходимое условие
творческого акта, которым должен увенчаться всякий творческий процесс, имеющий
целью создание как отдельной сценической краски, так и всего сценического
образа в целом. Какие же приемы и способы режиссерской работы способствуют
творческому самочувствию актера и какие, напротив, служат препятствием для его
достижения? Язык режиссерских заданий — действия Одним из наиболее вредных способов режиссерской работы
является такой, когда режиссер сразу же, с места в карьер, требует от актера
определенного результата. Результатом же в актерском искусстве является чувство и
определенная форма его выражения, то есть сценическая краска (жест, интонация).
Если режиссер требует от актера, чтобы тот немедленно дал ему определенное
чувство в определенной форме, —значит, он требует результата. Актер же при
всем желании не может это выполнить, не насилуя свой естественной природы. «Здесь вы должны засмеяться», — говорит режиссер. И актер,
преодолевая стыд и внутреннее сопротивление, старается засмеяться. Разумеется,
у него ничего не выходит, смех получается деланный, искусственный,
неискренний. «Тут вы должны заплакать», — и актер изо всех сил выжимает из себя
слезы. Получаются фальшивые, штампованные, театральные рыдания, И
это вполне естественно, так и должно быть. Чувство, как и внешняя форма его
выражения, —результат определенного процесса. Для того чтобы прийти к чувству и
внешней форме выражения, нужно пройти определенный путь. Режиссер и должен
помочь актеру отыскать этот путь, а не требовать от него сразу конечного
результата. Если актер пойдет по верному пути, он и сам не заметит, как придет
к нужному результату. Чувство и внешняя форма его выражения возникнут в этом
случае совершенно непроизвольно как неизбежное следствие правильной
подготовки. Помочь актеру осуществить эту подготовку — вот истинная задача
режиссера! |