Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! И в том и в другом случае неизбежен творческий зажим. Наконец, режиссер может поставить перед актером такое
задание, которое вообще лежит за пределами возможностей данного актера,
находится вне его выразительных средств, не свойственно ему. Безвыходное
положение актера в этом случае не требует доказательств. Итак, в случае актерского зажима режиссер, прежде чем
искать препятствия внутри актера, должен проверить свои собственные
режиссерские указания: нет ли там существенных ошибок? Именно так поступают
опытные, знающие свое дело режиссеры. Они очень легко отказываются от своих
заданий. Они осторожны. Они пробуют, нащупывают верный путь. Между тем молодые
и неопытные режиссеры — особенно если они при этом наделены болезненным
самолюбием и исполнены преувеличенного чувства режиссерского достоинства —
очень туго отказываются от своих раз поставленных требований к актеру. Мучительно бывает смотреть, как такой режиссер с настойчивостью,
достойной лучшего применения, навязывает актеру то или иное случайное
толкование данного места роли или данной фразы. Характерным свойством таких
режиссеров является недоверие к актеру. Он от актера ничего не ждет, он
нетерпелив и требователен и не понимает, что творчество — органический процесс,
что образ в целом и каждая художественная краска в отдельности — это плод,
который должен созреть. Такой режиссер на первых же репетициях требует
результата, и когда актер этого результата не дает, он ему навязывает свои
собственные краски и негодует, если актер их не принимает или если их
выполнение актеру не удается. Такой режиссер при всякой неудаче винит актера и
редко винит самого себя. Иначе поступает режиссер, который знает природу актерского
творчества, любит и ценит актера. Он, прежде чем обвинить актера, ищет причину
неудачи в своих собственных ошибках, подвергает строгой критике каждое свое
задание, добивается, чтобы каждое его указание актеру было не только верным,
но чтобы оно было выражено в ясной, простой и понятной форме. Режиссер знает,
что указание, сделанное в туманной и расплывчатой форме, неубедительно, поэтому
тщательно вытравливает из того языка, которым говорит с актером, всякую
цветистость, всякую «литературщину», добивается от своего языка лаконичности,
конкретности и максимальной точности. Он не утомляет актеров излишним
многословием. Он внимателен к актеру, чуток. Он приспосабливается к каждой
творческой индивидуальности. Он изобретателен и разнообразен в способах
воздействия на актера и не забывает, что материал его искусства — самый
тонкий, самый сложный, самый капризный, самый чувствительный, какой только
может быть, — живой человек. |