Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Но допустим, что режиссер при всей своей добросовестности
и придирчивости никаких существенных ошибок у себя не обнаружил. Очевидно,
препятствие, мешающее творчеству, находится в актере. Как же его обнаружить? Рассмотрим сначала, какие бывают внутренние препятствия в
актерском творчестве. 1. Отсутствие внимания к партнеру и к окружающей актера
сценической среде. Как мы знаем, один из основных законов внутренней техники
актера гласит: актер каждую секунду своего пребывания на сцене должен иметь
объект внимания. Между тем очень часто бывает, что актер ничего не видит и
ничего не слышит на сцене. Штамп вместо живых сценических приспособлений становится
в этом случае неизбежным. Живое чувство прийти не может. Актерская игра
становится фальшивой. Наступает творческий зажим. Отсутствие сосредоточенного
внимания, или, другими словами, отсутствие на сцене объекта, который до конца
владел бы вниманием актера, является одним из существенных внутренних
препятствий для творчества. Иногда достаточно устранить это препятствие, чтобы от
творческого зажима не осталось и следа. Иногда достаточно, если режиссер
только напомнит актеру об объекте, только укажет ему на необходимость
по-настоящему, а не формально слушать своего партнера или видеть,
действительно видеть, тот объект, с которым актер в качестве образа имеет дело,
как актер оживет. Сценическая задача, которой он до этого не мог овладеть,
выполняется легко и свободно, рождаются неожиданные приспособления, яркие и в
то же время верные краски — все, что было нафантазировано, оговорено, понято и
внутренне усвоено, но никак не могло найти для себя творческий выход, теперь,
наконец, устремляется наружу по проложенному пути сосредоточенного творческого
внимания. Бывает так. Актер репетирует ответственный кусок роли. Он
выжимает из себя темперамент, силится сыграть чувство, «рвет страсть в клочки»,
отчаянно «наигрывает», при этом сам чувствует всю фальшь своего сценического
поведения, от этого злится на себя, злится на режиссера, на автора, бросает
играть, начинает снова и опять повторяет тот же мучительный процесс. Остановите
этого актера на самом патетическом месте и предложите ему внимательно
рассмотреть — ну, например, пуговицу на пиджаке партнера (какого она цвета, из
чего сделана, сколько в ней отверстий), потом прическу партнера, потом его
глаза, а когда вы увидите, что актер сосредоточился на заданном ему объекте,
скажите ему: «Продолжайте играть дальше с того момента, на котором
остановились». И вы с удивлением увидите, что актера вдруг, что называется,
«прорвет»: начнется жизнь, пойдут краски, невесть откуда явится живой
темперамент и правда истинного чувства. |