Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Однако и дневник наблюдений, и устные рассказы служат для
фиксации только таких наблюдений, которые осуществляются при помощи пяти
органов чувств. Но мы установили, что режиссер должен, подобно актеру, обладать
способностью фиксировать свои наблюдения также и при помощи моторно-мускульной
своей памяти. Для развития этой способности мы предлагаем следующие упражнения. 3. Режиссерский показ. Он заключается в том, что учащийся
пробует предмет своих наблюдений провести через себя, воспроизвести его,
сыграть актерскими средствами, первоначально хотя бы только в моторно-мышечном
воображении (представляя самого себя выполняющим те же действия и с теми же характерными
особенностями, что и наблюдаемый субъект), а потом полностью, в реально
осуществляемых движениях. При этом он будет стремиться «схватить» предмет своих
наблюдений — какой-нибудь жест, походку, интонацию или манеру держать ложку,
вилку и т.п. — не путем внешней имитации или механического подражания, а путем
органического переживания самой сущности данной особенности в человеческом
поведении, во всей полноте и нерасторжимом единстве внутреннего и внешнего.
Всякий раз он будет стараться угадать внутреннюю (физическую или
психологическую) причину, рождающую ту или иную форму человеческого поведения,
захочет почувствовать, почему данный человек именно так ставит свои ноги при
ходьбе или, слушая кого-либо, непременно поднимает вверх брови... «Что
происходит в это время внутри человека?» — вот вопрос, на который он не
рассудком, а всем существом своим будет искать убедительный для себя ответ,
чтобы, чувственно пережив этот ответ, реализовать его в живом рассказе или
творческом воспроизведении (в показе). Хорошо, если будущий режиссер переход от рассказов к показам
сделает постепенным и незаметным. Пусть он, рассказывая близким людям о
чем-либо, чему он был свидетелем, возьмет вдруг да и покажет какую-нибудь
подробность в поведении человека, который был предметом его наблюдений;
интонацию, сеет, выражение лица, манеру и т. п. По мере приобретения
соответствующих навыков количество таких показов, иллюстрирующих рассказы,
будет, естественно, увеличиваться, пока не станет преобладающим. На этой основе нетрудно построить и определенный цикл
упражнений на наблюдательность для классных практических занятий по режиссуре,
но это уже скорее на 2-м, а не на 1-м году обучения, то есть в то время, когда
основные элементы внутренней техники по курсу актерского мастерства учащимися
уже усвоены (без этого есть опасность грубого наигрыша вместо органического
воспроизведения). |