Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Очень важно, чтоб эти записи носили лаконичный, предельно
конкретный, образно-чувственный характер. Здесь крайне существенны всякого рода
выразительные детали, подробности, воздействующие на наши органы чувств,
вызывающие образные представления о предмете, помогающие запомнить этот предмет,
чтобы в случае надобности его можно было бы легко восстановить в своем
воображении. Примером таких записей могут служить знаменитые записные
книжки А.П. Чехова. Хотя они принадлежали писателю, а не режиссеру, они все же
в известной степени и для режиссера могут служить образцом. Интересные записи можно найти в дневниках Е.Б. Вахтангова. Чтобы дисциплинировать волю, направленную на воспитание в
себе наблюдательности, полезно принуждать себя к выполнению определенных
заданий в этой области. Например, учащийся говорит себе: сегодня я буду
наблюдать, как люди ходят (различные походки), завтра — как они едят (для этого
задержусь подольше в столовой), в другой раз — как люди читают (для этого
посижу в общественной читальне) и т.п. В соответствии с такого рода заданиями студент режиссерского
факультета побывает и в парикмахерской, и в поликлинике, и в магазине, и на
стадионе... Он будет наблюдать поведение людей в процессе их трудовой
деятельности, на отдыхе, наедине с самим собой, в общении друг с другом. И во
всех этих случаях он будет стараться схватить в предмете своих наблюдений
характерное, типическое. Полученные таким образом впечатления он коротко
запишет в свой дневник, стараясь по возможности найти для этого меткие
определения и образные характеристики; если же при этом он хоть немного умеет
рисовать, сделает еще и соответствующие зарисовки, если занимается
фотографией, то и фотоаппарат он использует для того, чтобы зафиксировать
наиболее интересные объекты своих зрительных впечатлений. 2. Режиссерский рассказ. Записи в дневнике наблюдений получают
свое дальнейшее развитие в устных рассказах режиссера. Полезно, если
записанным (а также, разумеется, и не записанным) будущий режиссер будет
делиться при помощи устных рассказов с друзьями, родственниками, товарищами. На этой основе могут быть построены также и классные
практические занятия по режиссуре на 1-м курсе режиссерского факультета. Чем
больше учащиеся будут рассказывать, добиваясь возможно большей живости,
конкретности и образности в своих рассказах, тем лучше. Ведь впоследствии,
когда они начнут работать с актерами, им придется увлекать актеров продуктами
своей наблюдательности и фантазии. Предлагаемые упражнения отлично тренируют
необходимые для этого способности. |