Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Так будет разрешен вопрос, что было до того момента, который
воплотился в картине. Но тем же путем можно разрешить вопрос и о том, что и
как произошло после этого момента. Все действующие лица картины даны Репиным в положении
динамической остановки, в состоянии прерванного движения. Поэтому следует
рассмотреть каждого под углом зрения вопроса: как же он продолжит начатое
движение, после того как образовавшаяся от неожиданности пауза будет
исчерпана? В какую сторону будет направлено действие каждого и какая в результате
этих действий образуется новая мизансцена? Что она будет выражать? И как эта
вторая мизансцена перейдет в третью, третья в свою очередь перельется в четвертую,
четвертая — в пятую и т.д., пока не образуется таким образом непрерывный поток
пластических форм, который ответит на вопрос: что же произошло после той
ситуации, которая является непосредственным содержанием картины Репина «Не
ждали»? Хорошо, если, решив обе задачи — и «до», и «после» — в
своем воображении, учащийся будет пользоваться всякой возможностью рассказать
другим содержание проделанной работы, стремясь при этом, чтобы слушатели тоже
увидели в своем воображении все, что видит он сам. Полезно также записать
результат проделанной работы в форме небольшой новеллы, родившейся на основе
активного, творческого восприятия данной картины. На этой же основе могут быть построены и классные занятия.
Педагог может раздать учащимся репродукции различных произведений крупных
художников и предложить к определенному сроку проработать их вышеуказанным
способом, с тем чтобы потом на уроке поделиться результатами своей работы в
форме живого рассказа, или же представить соответствующую письменную работу,
которая может быть подробно разобрана на одном из уроков с участием всего
класса. Такого рода письменные работы на материале произведений
живописи могут использоваться и в ходе вступительных экзаменов на режиссерские
факультеты. В большинстве случаев они дают хорошую возможность судить и о
природной фантазии, и о способности воображения, и о наличии зачатков режиссерского
образного мышления у данного абитуриента. В дальнейшем (в процессе второго года обучения) эти же
упражнения могут осуществляться в форме маленьких сценических постановок.
Каждый студент, имея в качестве задания определенное произведение живописи, а
в качестве исполнителей своих товарищей, ставит на сцене инсценировку той
новеллы, которую он создал, в своем воображении. Когда при показе результатов
проделанной работы действие дойдет до того момента, который изображен на самой
картине, постановщик хлопает в ладоши, и по его хлопку все находящиеся на сцене
застывают в неподвижности, и таким образом возникает «живая картина», в точности
воспроизводящая картину художника; через несколько секунд, когда все смотрящие
по достоинству оценили это сходство, «постановщик» хлопает второй раз, и
действие продолжается еще одну-две минуты, пока не раздается третий хлопок,
означающий окончание представления. Желательно, чтобы эта маленькая постановка
завершалась яркой мизансценой, образно выражающей мысль «постановщика» по
поводу ситуации, показанной в данной картине. |