Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Однако, несмотря на элементарный характер этих первоначальных
упражнений на внимание, значение их огромно. Они — фундамент всей постройки. От
того, как они будут проведены, зависит вся последующая работа. Чтобы ученики сразу же, с первых уроков почувствовали
смысл и значение этих упражнений, небесполезно бывает предпослать им небольшой
эксперимент. Пусть преподаватель поочередно пригласит на сцену каждого
ученика данной группы и предложит ему провести на сцене, нa глазах у
всей остальной аудитории, три—четыре минуты, предоставив ему право делать все,
что он захочет. Можно не сомневаться, что многие из учащихся, попав на
сцену, окажутся во власти самой жестокой отрицательной доминанты. Одни из них,
не зная, что им нужно делать, самым нелепым образом будут бесцельно топтаться
на сцене; другие, стремясь скрыть свою беспомощность под напускной
развязностью, начнут «ломаться» и «наигрывать» что-нибудь первое попавшееся. И
те и другие будут уходить со сцены смущенными, красными, вспотевшими, стыдясь
того, что они только что делали, и радуясь, что эта пытка наконец кончилась. Когда все пройдут через это испытание, следует снова вызвать
на сцену одного из учеников, лучше всего как раз именно того, в поведении
которого проявления отрицательной доминанты сказались наиболее ярко. Пусть этот ученик еще раз проведет на сцене несколько минут,
но уже с рядом очень простых, но вполне определенных заданий: например,
рассмотреть хорошенько собственную ладонь, сосчитать количество досок на полу
и т.п. Эти простые задачи на внимание преподаватель должен давать
ученику до тех пор, пока он почти совсем не успокоится и не начнет эти задачи
выполнять вполне серьезно и с достаточной степенью сосредоточенности. Его
успокоение выразится в освобождении всего тела от излишнего напряжения, в том,
что его покрасневшее лицо снова примет нормальный цвет, дыхание успокоится и
движения его приобретут естественную непринужденность без нарочитой
развязности. Когда все это произойдет, преподавателю очень легко будет
объяснить ученику значение сосредоточенного внимания в работе актера, ибо
ученик только что на собственном опыте познал разницу между пребыванием на
сцене без объекта внимания и тем приятным состоянием уверенности и покоя,
которым сопровождается настоящее сценическое внимание, даже в самой
элементарной своей форме. |