Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Следует при этом подчеркнуть, что для данных упражнений
нужно выбирать в пьесах только такие моменты, где пауза обусловлена
исключительно необходимостью восприятия и оценки какого-нибудь важного события,
а не какими-либо другими причинами (усталостью, настроением, поисками решения
какого-нибудь вопроса, ожиданием опасности и т.п.). Назначение данных
упражнений состоит в том., чтобы содействовать уяснению учащимися роли событий
как узловых моментов пьесы, в которых с особенной силой раскрывается ее идейный
смысл и которые, следовательно, требуют особого внимания со стороны режиссера.
В разрешении и постановке этих моментов с наибольшей силой проявляется талант,
знание жизни, мастерство, изобретательность и творческий опыт режиссера. Большое количество сделанных упражнений данного типа
способно компенсировать отсутствие большого опыта у молодого режиссера,
содействовать развитию его таланта и росту его мастерства. ПРИЛОЖЕНИЕ Воспитание сценического внимания Развивая в ученике способность быть активно сосредоточенным
на сцене, педагог должен стремиться к тому, чтобы эта способность превратилась
в конце концов в его органическую потребность и проявлялась автоматически. Пока ученик принуждает себя к тому, чтобы овладеть объектом
внимания, пока он, находясь на сцене, помнит о своей обязанности увлекать свое
внимание, пока он вынужден для этого мобилизовать свою волю, — преподаватель
не имеет права считать свою конечную цель достигнутой. Он имеет право успокоиться
только тогда, когда механизм сценического внимания превратится в прочно
выработанный рефлекс. Раз вышел на сцену — значит, налицо объект внимания,
значит уже сосредоточен — вот до какой степени у актера должно быть развито
сценическое внимание. Актер должен выработать в себе привычку, выйдя на сцену,
«брать на прицел» нужный объект и увлекать им свое внимание. Если ученик,
находясь на сцене, может увлечь свое внимание заданным ему объектом, — это,
несомненно, достижение. Но это еще не все. Нужно добиться, чтобы ученик не мог
бы находиться на сцене без объекта внимания. Такова конечная цель. Однако было бы ошибочно думать, что эта задача во всем ее
объеме может быть разрешена за тот сравнительно короткий период времени,
который в театральных школах отводится для специальных упражнений, имеющих
целью тренировку сценического внимания. Обычно этим упражнениям посвящается
первый период практических занятий на первом курсе. Продолжительность этого
периода — не больше месяца. Разумеется, невозможно за это короткое время
воспитать в учащихся способность подчинять свое внимание всем требованиям,
которые были указаны. Задача воспитания сценического внимания во всем ее объеме
может быть разрешена не раньше, чем будет пройден весь курс внутренней техники
актера. Задача же практических занятии в начале первого года обучения — это
лишь создание необходимой основы для воспитания сценического внимания. В
течение этого короткого периода перед преподавателем стоит, хотя и чрезвычайно
важная, но сравнительно узкая и элементарная задача: добиться от своих
учеников, чтобы они умели, выйдя на сцену, по-настоящему сосредоточить свое
внимание на заданном объекте. Вот и все! В эту задачу, как мы видим, совершенно
не входит, например, воспитание способности находить нужный объект по логике
внутренней жизни образа (ибо о работе над образом еще и речи нет), а между тем
без воспитания этой способности не может считаться до конца разрешенной задача
воспитания сценического внимания. |