Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Результаты этих упражнений проверяются так же, как и в упражнениях
на зрительное внимание, — путем последующего опроса. Потом они точно так же
постепенно усложняются путем включения в процесс внимания мышления, которое
сообщает этому процессу постепенно все более и более активный характер. Вначале
от учащихся требуется одно: чтобы они не только слушали, но и действительно
слышали все звуки, приуроченные к определенному месту. В дальнейшем они должны
научиться еще, кроме того, и мыслить по поводу тех звуков, которые они слышат:
разбираться в них, анализировать, устанавливая их происхождение, природу,
характер. II. Во всех
описанных нами упражнениях исходным моментом процесса был внешний объект
(предмет, звук). Процесс возникал в форме внешнего внимания, потом к внешнему
вниманию присоединялось внутреннее, и, таким образом, внимание становилось в
конце концов внешне-внутренним. Вторую группу упражнений составляют упражнения на чисто
внутреннее внимание. Начинаются эти упражнения с того, что преподаватель называет
какой-нибудь отсутствующий в классе предмет — например: «сосна», «камень»,
«лилия» — и предлагает учащимся мысленно сосредоточиться на этом предмете. При проверке непременно обнаружится, что большинству не
удается длительно удерживать свое внимание на заданном внутреннем объекте.
Оттолкнувшись от этого объекта, мысль путем ассоциаций непроизвольно уходит от
него, иногда очень далеко. Так, например, начав думать на тему «сосна», человек
легко может перейти к воспоминаниям о лете, проведенном в сосновом лесу, о
товарище, с которым он там подружился, об автомобильном заводе, на котором
работает его друг. Мысль потом может соскользнуть на проблему развития
автомобильного транспорта и перейти в конце концов к вопросам реконструкции
Москвы. В результате человеку трудно будет даже вспомнить тот предмет, с
которого он начал. Впрочем, преподаватель при помощи этих упражнений вначале
должен добиваться от своих учеников только одного — полной и глубокой
внутренней сосредоточенности. Поэтому он может в течение некоторого времени,
задавая такого рода упражнения, предоставлять учащимся возможность совершенно
свободно пускать свою мысль. Но с течением времени он должен перейти к
воспитанию в учениках способности дисциплинировать свое внутреннее внимание.
Ученик в конце концов должен научиться удерживать свою мысль в определенных
границах, постоянно возвращая ее к заданному объекту, когда она отклоняется к
предметам, никак не связанным с задачей всестороннего рассмотрения именно данного
предмета. |