Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Далее следует, тренируя внутреннее внимание учащихся,
переходить постепенно к темам все более и более отвлеченным. Каждое такое
упражнение приобретает в конце концов характер умственного исследования.
Преподаватель в этих упражнениях должен добиваться от учащихся способности
длительно удерживать в своем сознании определенную проблему с целью
всестороннего ее рассмотрения. В результате всех описанных нами упражнений, когда их будет
проделано достаточное количество, внимание учащихся постепенно начнет терять
формальный характер. В конце концов они приобретут способность пробуждать в
себе настоящий интерес к любому предмету, ибо известно, что если степень внимания
зависит от интереса, то и, наоборот, интерес зависит от степени внимания: при
внимательном рассмотрении любого объекта всегда сами собою обнаруживаются в
нем новые интересные стороны, которые не раскрылись при поверхностном его
рассмотрении. III. Третья
группа упражнений имеет целью развитие способности быстро и легко переключать
активную сосредоточенность с одного объекта на другой. При этом следует
подчеркнуть, что, развивая эту способность, мы должны иметь в виду именно
активное внимание, так как способность к быстрому переключению пассивного
внимания не нуждается в развитии, ибо ничего ценного в себе не заключает; такая
способность свидетельствует лишь о присущей вниманию данного субъекта рассеянности,
в силу которой его внимание постоянно порхает помимо его воли с предмета на
предмет, не будучи в состоянии прочно укрепиться ни на одном объекте. Речь идет
не об этом непроизвольном передвижении внимания, а о воспитании способности по
собственной воле быстро снимать свое внимание с данного произвольно выбранного
объекта для того, чтобы немедленно же прикрепить его к другому также
произвольно выбранному объекту. Если при помощи предыдущих упражнений мы
воспитывали в учащихся способность быстро и прочно прикреплять свое внимание к
заданному объекту, то теперь мы должны заняться воспитанием в них способности
откреплять внимание от объекта с целью переключения его на другой заданный
объект. Способность к быстрому переключению произвольной активной
сосредоточенности является чрезвычайно важной для актера. Инертное внимание,
которое медленно, с трудом овладевает объектом и потом с таким же трудом, так
же медленно расстается с ним, — такое внимание является серьезной помехой в
творческой работе актера. Подвижность произвольного внимания находится в самой
тесной связи с другим чрезвычайно важным актерским качеством — с подвижностью
темперамента. |