Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Второй тип упражнений на отношение — это такие упражнения,
в основе которых лежит отношение к месту действия. Упражняющемуся предлагается
в этом случае, находясь на сцене, почувствовать себя, например, в приемной
врача, в вагоне, на пароходе, в тюрьме, в кабинете известного писателя, в музее
и т. п. Последовательность и принципы работы в этих упражнениях
остаются прежними. Так же, как и в предыдущих упражнениях, исполнитель, прежде
чем начать действовать, должен самым тщательным образом оправдать задание (то
есть сконструировать заданное место действия в условиях данной сценической
обстановки) и ответить при помощи своей фантазии на ряд вопросов: давно ли
пришел сюда? каким образом и для чего? где находился и что делал до своего
прихода в данное место? долго ли намерен здесь пробыть и что будет делать,
когда уйдет отсюда? и т.п. Когда в процессе фантазирования определится
отношение исполнителя ко всему, что его окружает на сцене, и у него возникнут
позывы к действию, он может начать действовать. Преподаватель же остановит его
в тот или иной момент, в зависимости от степени правдивости и органичности его
сценического поведения. Впрочем, нужно сказать, что иногда полезно не прекращать
упражнение и в том случае, когда оно выполняется очень фальшиво и неорганично.
Это нужно бывает для того, чтобы потом, по окончании упражнения, при помощи
резкой критики вызвать в ученике чувство глубочайшего отвращения к актерской
фальши, к ремесленному штампу и наигрышу. Преподаватель как теперь, так и в дальнейшем ни на
секунду не должен упускать из виду, что все упражнения в области внутренней
техники имеют своей общей основной задачей — воспитание в учащихся чувства
правды. А для того чтобы воспитать это чувство в учениках, нужно научить их
отличать правду от притворства. Ведь очень часто бывает, что актер необычайно
фальшив на сцене, сам же при этом очень доволен; ему кажется, что он
безукоризненно искренен и правдив. Значит, он не чувствует разницы между
правдой и ложью в своей игре. Но для того чтобы понять как следует разницу
между двумя вещами, надо изучить обе вещи. Поэтому, стремясь воспитать в
учащихся любовь к сценической правде и ненависть к сценической лжи, иногда
полезно давать им возможность «представлять», «наигрывать» и притворяться,
сколько их душе угодно, — пусть наиграются вдоволь, до тошноты и отвращения —
в другой раз самим не захочется. |