Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Однако именно здесь-то как раз и следует на первых порах
прерывать упражнение, не взирая на, протесты и огорчение самого ученика,
которому всегда в таких случаях хочется продлить удовольствие, доставляемое актеру
органическим зарождением живого и подлинного действия. Это можно будет
позволить ученику позднее, только после того, как он на целом ряде упражнений
очень тщательно изучит этот важнейший момент внутренней техники актера —
момент зарождения действия. Актер должен понять и полюбить этот момент естественного
и органического возникновения внутреннего позыва к действию и научиться
подготовлять его при помощи своей фантазии. Если же с самого начала позволить
учащимся доводить каждое действие до самого конца, они в процессе выполнения
этого действия легко могут соскользнуть на проторенную дорожку актерского
штампа, на легкий путь внешнего изображения при помощи самых дешевых приемов
актерского ремесла. Поэтому удлинять упражнения нужно постепенно, давая
возможность ученику в каждом последующем упражнении реализовать свои позывы к
действию чуть в большем объеме, чем это было в предыдущем упражнении (и то
лишь при условии безукоризненно правдивого и органичного поведения на сцене).
Так, возвращаясь к нашему примеру с превращением меховой шапки в котенка, мы
можем себе представить, как исполнителю постепенно дается право сначала только
разбудить котенка и немного с ним поиграть, потом наказать его за то, что он
оцарапал своего хозяина, и т.д. В подобного рода упражнениях талантливым ученикам
нередко удается превращать на глазах зрителей мертвые предметы в живые
существа, подобно тому как это делают мастера кукольного театра со своими
куклами. Мы подробно рассмотрели пример упражнения на перемену отношения
к вещи (шапка). По этому же примеру может быть построен целый ряд подобных
упражнений. Например: не веревка, а змея; не футляр для очков, а птичка;
не спичечная коробка, а бомба; не стул, а пулемет; не коробка из-под папирос,
а табакерка Наполеона I; не поношенные башмаки
исполнителя, а новые, только что купленные; не обычное платье исполнительницы,
а новое, праздничное и т.п. При этом преподаватель должен иметь в виду, что, конструируя
подобного рода задачи, никогда не следует перегибать палку и предъявлять
непосильные для человеческой фантазии требования. Так, например, бессмысленно
было бы предложить такую задачу: не спичечная коробка, а книжный шкаф или — не
табурет, а корова. Необходимо, чтобы между объектом, который дан, и предметом,
который задан, было бы все же некоторое сходство. |