Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Другой пример. Героиня якобы «беспечно» веселится на сцене.
Но, глядя на нее из зрительного зала, мы заранее догадываемся, что ее ждет
какое-то несчастье. И немудрено. Ведь на самом деле актрисе вовсе не весело,
ибо сознание ее всецело озабочено вопросом о том, как она сейчас, получив
«неожиданное» известие, вскрикнет и упадет в обморок. Каждый актер понимает, что моменты сценической неожиданности
— это самые трудные, самые ответственные и самые сильные моменты в любой роли.
В зависимости от того, как удаются актеру эти моменты, зритель судит о
даровании актера. Как же не ждать наступления такого ответственного момента,
как же не волноваться перед его приближением, как не готовиться к нему?! А
между тем как раз именно всего этого и не следует делать. Но как победить в
себе это непроизвольное ожидание, это естественное волнение (естественное,
разумеется, для актера, а не для образа)? Как подавить в себе это желание заранее
приготовиться к столь ответственному моменту роли? Ведь чем настойчивее актер
будет твердить самому себе: не думай об этом, не жди, не готовься! — тем
больше он будет думать, ждать и готовиться. Для того чтобы действительно не думать,
не ждать и не готовиться, есть только одно-единственное средство: увлечь свое
внимание другими объектами. Какими же? Да любыми из тех, которые могут
оказаться в сфере внимания человека, находящегося в данных обстоятельствах. Вернемся к уже упоминавшемуся примеру с испорченным
чертежом. Какой может быть объект внимания у человека, заканчивающего
ответственный и сложный чертеж. Прежде всего, конечно, этот самый чертеж. Если
актеру удастся действительно и до конца погрузить свое внимание в разрешение
какого-то важного вопроса, связанного с его работой, и он, не только не
отрываюсь от чертежа, а, наоборот, уйдя в него целиком и без остатка, протянет
руку, чтобы взять из пепельницы недокуренную папиросу, и по пути нечаянно
толкнет пузырек с тушью,— несчастье действительно окажется неожиданным для
самого исполнителя. Нам могут возразить: как же так — ведь актер, протягивая
руку за папиросой, заранее знает, что у него на пути встретится флакон и что он
обязательно должен будет его опрокинуть,— какая же тут неожиданность? Но ведь
никто же и не требует, чтобы на сцене были настоящие неожиданности, — тогда не
было бы никакого искусства, — речь идет о превращении заранее известного в
неожиданное, о способности актера, осуществляя это превращение, относиться к
заранее известному как к неожиданному. |