Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Пусть исполнитель до начала этюда точно установит место
на столе, где должна стоять пепельница с недокуренной папиросой, пусть он
определит также местоположение флакона с тушью, чтобы его падение было бы
неизбежным при соответствующем движении руки; наконец, пусть он хорошенько
натренируется в этом движении, чтобы исключить всякое основание для
беспокойства о том, что флакон может не упасть, но после раскрытия занавеса
пусть он действительно больше уже не думает о флаконе и предстоящей ему
«неожиданности», пусть его активное внимание действительно будет занято
чертежом и пусть он, действительно решая какой-то важный вопрос, связанный с
завершением его работы, протянет руку за папиросой, совсем не думая о том, что
сейчас произойдет. Не беда, что он как актер великолепно знает, что на пути
его движения находится флакон с тушью, — важно, что в эту минуту он
действительно не думает об этом и к предстоящей катастрофе никак не готовится,
ибо он действительно думает о другом. Сказанное дает нам основание лишний раз убедиться в том,
какое огромное значение в актерском искусстве имеет способность актера
свободно распоряжаться своим вниманием. Заканчивая этот раздел, мы хотим коснуться еще одного
очень важного вопроса в воспитании актера, а именно вопроса об изучении
преподавателем творческой личности ученика. Всякому понятно, что, не зная достоинств и недостатков,
свойств и особенностей каждой творческой индивидуальности, преподаватель не
может полноценно осуществлять свою воспитательную задачу. Без такого знания он
вынужден будет действовать вслепую, и ошибки будут подстерегать его на каждом
шагу. Между тем занятия сценическими упражнениями, подобными
тем, которые нами описаны, не только воспитывают в учениках нужные актеру
способности, но и дают богатейший материал для изучения человеческой и творческой
личности каждого ученика. Даже самые простые упражнения на внимание (особенно те,
которые связаны с внутренней сосредоточенностью) дают уже известный материал
для того, чтобы судить не только об особенностях и характере внимания ученика,
но также и об особенностях его мышления, о характере его фантазии и, наконец,
до известной степени даже об идейной направленности его интересов. Что же
касается упражнений на оправдание и на перемену отношений, то здесь
раскрываются широчайшие возможности для постижения: внутреннего мира и
творческих особенностей учащихся. Например, один, фантазируя, ищет оправдания в
комедийно-сатирическом плане, другой — в серьезно-драматическом; один рождает
оправдания глубокие и содержательные, другой — поверхностные и недостаточно
убедительные; оправдания одного свидетельствуют о большой жизненной наблюдательности,
оправдания другого говорят об отсутствии способности фиксировать свои
впечатления; один гонится за внешними эффектами, другой ищет свои оправдания в
глубинах человеческой психологии; один рационалистичен в своих фантазиях,
другой эмоционален; один склонен к пошлостям и обывательщине, другой
безукоризненно строг и принципиален; у одного мещанские вкусы, у другого
великолепно развитое чувство прекрасного; один фантазирует преимущественно в
плане личных человеческих переживаний, другой ищет нужных мотивировок в
общественной жизни человека; фантазия одного свидетельствует о культурности,
начитанности и широком кругозоре. фантазия другого — о невежестве, о примитивности
мышления и грубости вкуса и т.д. и т.п. Изучая таким образом своих учеников, преподаватель постепенно
накопит нужный ему материал для выполнения своей важнейшей воспитательной
функции — для выполнения задачи формирования идейно-творческой личности ученика. Впрочем, осуществлять эту задачу он начал уже с того
самого момента, как сделал свои замечания по поводу первого упражнения, в
котором так или иначе проявились внутренние качества кого-либо из его учеников. Здесь уместно будет напомнить о той огромной ответственности,
которую несет преподаватель актерского мастерства за каждое слово, за каждое
замечание, за каждую оценку, с которыми он обращается к учащимся. Пусть же он
ни на одну минуту не забывает, что он не только призван вооружить своих учеников
техникой актерского мастерства, но что он обязан каждого из них воспитать в
качестве полноценного советского художника. |