Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Сценическое оправдание —
путь к вере Итак, мы
видим, что путь к сценической вере — через убедительное для актера объяснение,
через увлекательную для него мотивировку всего, что происходит на сцене и что
он сам делает в своей роли. Секрет актерской веры в хорошо найденных ответах на
вопросы: «почему?», «зачем?», «для чего?». К этим основным вопросам можно
прибавить и ряд других: «когда?», «где?», «каким образом?», «при каких
обстоятельствах?» и т.п. Ответы на такого рода вопросы К.С. Станиславский
называл сценическим оправданием. Что значит оправдать? Оправдать — значит объяснить,
мотивировать. Однако не всякое объяснение и не всякая мотивировка имеют право
называться сценическим оправданием, а только такие, которые целиком реализуют
формулу: «МНЕ НУЖНО». Для того чтобы стать сценическим оправданием,
мотивировка, во-первых, должна быть верной (то есть соответствовать идее
данного образа и всего спектакля) и, во-вторых, предельно убедительной или даже
больше, чем убедительной, — увлекательной для самого актера. Итак, сценическим
оправданием мы будем называть верную для спектакля и увлекательную для самого
актера мотивировку. Мотивировку — чего? Всего, что находится и происходит на
сцене. Ибо ничего на сцене не бывает такого, что не нуждалось бы в верной и
увлекательной для актера мотивировке, то есть в сценическом оправдании. Оправданным
на сцене должно быть все — место действия, время действия, декорации,
обстановка, все находящиеся на сцене предметы, все предлагаемые обстоятельства,
костюм и грим актера, его повадки и манеры, все другие характерные особенности
образа, действия и поступки актера, его слова и движения, а также действия,
поступки, слова и движения партнера — словом, все, решительно все! Однако
возникает вопрос, почему именно этот термин: «оправдание»? В каком смысле —
оправдание? Разумеется, в особом сценическом смысле. Оправдать — значит сделать
для себя правдой. При помощи сценических оправданий, то есть верных и
увлекательных мотивировок, актер вымысел превращает для себя (а следовательно,
и для зрителя) в художественную правду. Разумеется, это не имеет абсолютно ничего
общего с моральным или юридическим значением слова «оправдать». Оправдать в
сценическом смысле поведение какого-нибудь негодяя — например, шекспировского
Яго — это отнюдь не значит признать его невиновным в тех моральных
преступлениях, которые он совершает, — вовсе нет! Это значит установить мотивы
и цели его отвратительных поступков и таким образом объяснить его поведение. В
результате этого объяснения наш моральный приговор над Яго может оказаться еще
более строгим и беспощадным, чем без этого объяснения. |