Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Сценическая задача и ее элементы Все, что
сказано нами о сценическом действии, получило великолепную разработку в учении
Е.Б. Вахтангова о сценической задаче. Мы знаем, что всякое действие является
ответом на вопрос: что делаю? Кроме того, мы знаем, что никакое действие не
осуществляется человеком ради самого действия. Всякое действие имеет
определенную цель, лежащую за пределами самого действия. Цель отвечает на
вопрос: для чего делаю? Осуществляя данное действие, человек сталкивается с
внешней средой и, преодолевая сопротивление этой среды, так или иначе
приспосабливается к ней, используя для этого самые разнообразные средства
воздействия на эту среду (физические, словесные, мимические). Эти средства
воздействия К.С. Станиславский назвал приспособлениями. Приспособления отвечают
на вопрос: как я делаю? Все это, вместе взятое: а) действие (что я делаю), б)
цель (для чего я делаю) и в) приспособление (как я делаю), — образует
сценическую задачу, которая, таким образом, складывается из трех элементов.
Первые два элемента (действие и цель) существенно отличаются от третьего (от
приспособления). Отличие это состоит в том, что действие и цель носят вполне
сознательный характер и поэтому могут быть определены заранее: еще не начав
действовать, человек может вполне отчетливо поставить перед собой определенную
цель и заранее установить, что именно он будет делать для ее достижения.
Правда, он может наметить и приспособления, но эта наметка будет носить весьма
условный характер, так как еще неизвестно, с какими препятствиями ему придется
встретиться в процессе борьбы и какие неожиданности подстерегают его на пути к
поставленной цели. Главное, он не знает, как поведет себя партнер. Кроме того,
нужно учесть, что в процессе столкновения с партнером непроизвольно возникнут
всякого рода чувства, эти чувства могут столь же непроизвольно найти для себя
самую неожиданную внешнюю форму выражения, и все это вместе взятое может
совершенно сбить человека с намеченных заранее приспособлений. Именно так
большей частью и происходит в жизни: человек отправляется к другому человеку,
отлично сознавая, что он намерен делать и чего он будет добиваться, но как он
это будет делать — какие слова скажет, с какими интонациями, жестами,
выражением лица, — этого он не знает. А если он иногда и пытается все это
заранее подготовить, то потом, при столкновении с партнером, все это обычно
разлетается в пух и прах. Но то же самое происходит и на сцене. Огромнейшую
ошибку делают актеры, которые дома, вне репетиций, в процессе своей кабинетной
работы над ролью не только устанавливают действия с их целями, но отрабатывают
также и приспособления — интонации, жесты, мимику, — ибо все это потом, на
репетиции, при живом столкновении с партнером, оказывается невыносимой помехой
для истинного творчества, которое заключается в свободном и непроизвольном
рождении сценических красок (актерских приспособлений) в процессе живого
общения с партнером. Итак: действие и цель могут устанавливаться заранее,
приспособления ищутся в процессе действия. Возьмем пример. Допустим, актер
определил задачу так: упрекаю, чтобы устыдить. Действие: упрекаю. Цель:
устыдить. Но возникает законный вопрос: а для чего ему нужно устыдить своего
партнера? Допустим, актер отвечает: чтобы партнер никогда больше не делал того,
что он себе позволил сделать. Ну, это для чего? Чтобы самому не испытывать за
него чувства стыда. Вот мы и произвели анализ сценической задачи и добрались ее
корня. Корнем задачи является хотение. Человек никогда хочет испытывать
что-либо неприятное и всегда хочет пережить чувство удовлетворения,
удовольствия, радости. Правда, поди далеко не одинаково решают вопрос о том,
что для них служит источником удовлетворения. Человек примитивный, грузы и
будет искать удовлетворения в грубых чувственных наслаждениях. Человек,
обладающий высокими духовными потребностями, найдет его в процессе выполнения
своих культурных, моральных и общественных обязанностей. Но во всех случаях
человек будет стремиться избежать страданий и достигнуть удовлетворения,
пережить радость, испытать счастье. На этой почве внутри человека иногда
происходит жесточайшая борьба. Она может происходить, например, между
естественным желанием жить и чувством долга, который повелевает умереть.
Вспомним, например, подвиги героев Великой Отечественной войны, вспомним девиз
героев испанской революции: лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Счастье
умереть за родной народ и стыд жалкого существования рабов переживались этими
людьми сильнее, чем стремление сохранить свою жизнь. Анализ сценической задачи,
следовательно, состоит в том, чтобы, пользуясь вопросом «для чего?», докопаться
постепенно до самого дна задачи, до того хотения, которое лежит в самом ее
корне: чего данное действующее лицо, добиваясь поставленной цели, не хочет
испытывать или, наоборот, что оно хочет пережить — вот вопрос, который путем
этого анализа следует разрешить. |