Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Домашние этюды Когда в
результате изучения жизни и фантазирования о роли уже накоплен известный
внутренний материал, а в результате упражнений на элементы физической
характерности достигнуто органическое овладение хотя бы некоторыми из этих
элементов, большую пользу актеру могут принести домашние этюды на образ. В чем
же они заключаются? Например, еще с вечера, ложась спать, актер решает: завтра
я буду все свои действия до ухода на репетицию выполнять так, как если бы это
был не я, а заданный мне образ. И вот, проснувшись утром, актер совершает все
свои обычные утренние процедуры — встает с постели, умывается, одевается,
бреется, причесывается, завтракает — не так, как это свойственно ему самому, а
так, как это стал бы делать данный персонаж: Фамусов, городничий, Тузенбах,
Незнамов, Отелло и т.д. Значение таких этюдов трудно переоценить. Все, что было
достигнуто актером в результате фантазирования, упражнений на характерность и
игры «про себя», соединяется в этих этюдах в единый комплекс. Актер при помощи
этюдов привыкает чувствовать образ как одно целое, нащупывает «зерно» образа,
вплотную подводит себя к моменту духовного и физического перевоплощения. Такие
этюды, если их делать ежедневно, хотя бы в течение десяти дней, стоят целого
месяца репетиционной работы. При этом они удобны тем, что совершенно не требуют
для себя особого времени, — ведь актеру все равно нужно встать с постели,
умыться, позавтракать и т.д. А между тем, проделав такой этюд, актер приходит
на репетицию подготовленным, восприимчивым, творчески «разогретым», и в
результате продуктивность репетиции увеличивается во много раз. На
заключительном этапе работы над ролью немалую пользу могут принести актеру
упражнения, которые следует назвать этюдами в жизни. Состоят они в том, что
актер пользуется всяким удобным случаем поговорить с кем-либо в реальной жизни,
находясь «в образе». Причем, разумеется, партнер вовсе не должен об этом
подозревать. Этим приемом очень любил пользоваться покойный Б.В. Щукин. Мне не
раз приходилось наблюдать, как Щукин вступал в разговор с каким-либо случайным
партнером, который его не знал, — вроде чистильщика сапог, продавца в магазине,
кондуктора в трамвае и т. п., предварительно «войдя в образ», над созданием
которого он в данный период трудился: то это был Егор Булычев, то городничий,
то Полоний и т.д. Так на случайных партнерах он проверял результаты проделанной
работы и укреплял в себе ощущение «зерна» роли. |