Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Внимательный
читатель легко заметит, что творческий процесс получил в этой главе слишком
упрощенное, схематическое изображение. Различные формы, приемы и этапы
творческой работы описаны в ней почти в полном отрыве друг от друга, тогда как
на самом деле творческий процесс протекает гораздо более сложно и
противоречиво: здесь все переплетается, взаимодействует, спорит друг с другом и
друг другу помогает. Например, вскрытие текста роли может заставить нас
пересмотреть кое-что в уже нафантазированной биографии образа, а этот пересмотр
вызовет необходимость в дополнительном изучении материалов самой жизни, которое
в свою очередь по-новому осветит многие места авторского текста. Недостаточно
отражено здесь также и взаимодействие между домашней работой актера и его
работой на репетициях. В реальной актерской практике домашняя работа призвана
создавать питательный материал для репетиционной работы, а репетиционная работа
должна контролировать и направлять домашнюю работу. Можно, вероятно, найти
здесь и еще немалое количество недочетов, но что поделаешь — уж очень трудно
запечатлеть в словах, определениях и формулах столь сложный и противоречивый
процесс, каким является художественное творчество. Все здесь до такой степени
неуловимо, тонко и непостоянно, что очень трудно схватить и заковать в слова
это прихотливо изменяющееся непрерывное движение. Поневоле приходится упрощать.
Но я надеюсь, что читатели, исходя из своей творческой практики, сами внесут
необходимые поправки и дополнения и смогут, таким образом, извлечь известную пользу
из тех методических указаний и советов, которые содержатся в этой главе. Часть третья. Мастерство
режиссера. Глава одиннадцатая ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ
РЕЖИССУРЫ Режиссерское искусство заключается в творческой организации
всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного
художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего
творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех
участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы. В таком понимании режиссерское искусство сформировалось
сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в
историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и
Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России.
До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько
административно-технический характер и мало отличались от обязанностей
нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие
главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя,
обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей
работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер. Но такая
случайная, «неофициальная» режиссура редко доводила задачу создания
идейно-художественного единства спектакля до конца: разнобой между отдельными
его элементами в той или иной степени оказывался неизбежным. Это же происходило
и в тех случаях, когда коллектив, не имея единоличного руководителя, сам
пытался добиться творческой организации спектакля путем коллективных усилий
всех участников. Раньше с этим по необходимости приходилось мириться,
удовлетворяясь самыми незначительными успехами на этом пути. Теперь же никто
не согласится признать спектакль полноценным произведением искусства, несмотря
на отличное исполнение отдельных ролей и великолепные декорации, если
спектакль в целом лишен стилистического единства и общей идейной
целеустремленности (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). А
этого невозможно добиться без режиссера. Поэтому одновременно с ростом
идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие
режиссерского искусства, и роль его в сложном комплексе различных компонентов
театра непрерывно возрастала. |