Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Зритель — творческий компонент театра К числу
важнейших особенностей театрального искусства относится тот факт, что его
произведение — спектакль — окончательно формируется под прямым и
непосредственным воздействием зрителя, который, находясь в театре, не только
воспринимает произведение театрального искусства, но в известной степени
участвует также и в его создании. Нам скажут, что и в других искусствах
читатели и зрители воздействуют на творчество художника. Они осуществляют это
воздействие через критику в печати, путем публичных обсуждений и диспутов, при
помощи писем, адресованных непосредственно автору того или иного произведения,
и т.д. Однако в других видах искусства воздействие людей, воспринимающих
искусство, на людей, творящих его, осуществляется в основном не в процессе
самого творчества. В театре же происходит прямое, непосредственное
взаимодействие между актером и зрителем. Этим, между прочим, театральное
искусство существенным образом отличается от кино. Огромное наслаждение
испытывает актер театра вследствие того, что каждое его слово и движение тут же
находят отклик в зрительном зале. Это чувство связи со зрителем, этот
эмоциональный контакт в огромной степени стимулируют как процесс самого
творчества, так и процесс его восприятия. Зритель, испытывая на себе
воздействие актера, находящегося на сцене, в свою очередь воздействует на
актера своим живым непосредственным откликом на сценическое действие. Быть не
только свидетелем, но и участником того необыкновенного праздника, который
называется творческим переживанием, вдохновением артиста, — что может доставить
зрителю большее духовное наслаждение? Именно к этому сознательно или
инстинктивно стремится каждый зритель, направляясь в театр. «Жизнь
человеческого духа» роли — вот что наглядно и непосредственно должно
разворачиваться перед театральным зрителем. Не результат переживания роли дома
или на репетициях в виде тех или иных внешних его признаков, а самое
переживание «здесь, сейчас, сегодня», как любил говорить Станиславский, на
глазах у зрителей, — вот что делает театр тем удивительным искусством, которое
решительно ничем невозможно заменить. При этом следует отметить, что все
чувства, которые переживает зритель, находящийся в театре, он переживает в
гораздо более сильной степени, в несравненно более интенсивной форме, чем
человек, воспринимающий то или иное произведение искусства в домашней
обстановке. Там, где вы только улыбнулись бы, читая пьесу у себя дома, —
находясь в театре, вы хохочете. Там, где вы только вздохнули бы, сочувствуя
страданиям героя, вы, будучи в театре, проливаете слезы. Почему? Во-первых, потому,
что в театре помимо пьесы на зрителя воздействует неотразимая сила театрального
искусства с его эмоциональной заразительностью, с необычайной конкретностью его
образов, с предельной чувственной наглядностью и жизненной убедительностью
всего, что происходит на сцене. Во-вторых, потому, что процесс восприятия в
театре является коллективным, массовым. Очень трудно удержаться от смеха, когда
все кругом смеются, очень трудно не заплакать, когда кругом плачут, очень
трудно не заинтересоваться тем, что происходит на сцене, когда в наполненном
людьми зрительном зале стоит напряженная тишина. Как никакое другое искусство,
театр способен объединять мысли, чувства, устремления многих людей. В жизни
нашей страны театральное искусство играет огромную роль. На протяжении всей
своей истории советский театр вдохновлял советских людей на трудовые подвиги,
помогал им изживать в своем сознании пережитки капитализма и содействовал
воспитанию народа в духе социализма. В годы Великой Отечественной войны актеры
воспламеняли сердца любовью к своей Отчизне, раскрывали на сцене величие
подвигов советского народа на фронте и в тылу, будили в людях чувство жгучей
ненависти к врагу и укрепляли в них уверенность в конечной победе. В
послевоенные годы советский театр является помощником партии и государства в
коммунистическом воспитании трудящихся, пропагандистом политики Советского
государства — жизненной основы советского строя. |