Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! О значении первого непосредственного впечатления от пьесы
впервые сказал К.С. Станиславский. Следуя его указаниям, мы считаем
необходимым, приступая к работе над пьесой, осознать и зафиксировать свое
первое впечатление. Цель, которую мы при этом преследуем, заключается не в том,
чтобы слепо руководствоваться этим впечатлением в своей дальнейшей работе, а в
том, чтобы с ним так или иначе считаться, так или иначе его учитывать —
учитывать объективно присущую данной пьесе способность производить то, а не
другое впечатление. В дальнейшей работе над пьесой мы будем стремиться
выявить, раскрыть при помощи сценических средств положительные свойства пьесы
и будем стремиться преодолеть и погасить те ее свойства, которые мы почему-либо
признаем отрицательными. Допустим, что пьеса трактует какую-нибудь важную и серьезную
тему коммунистического строительства, но, определяя первое впечатление, мы
обнаружили сочетание в ней радостного, бодрого звучания с несколько
легкомысленным общим тоном. Радостное и бодрое звучание — свойство
положительное. Легкомысленный тон в сочетании с данной темой — свойство
отрицательное. Подвергая в дальнейшем пьесу тщательному анализу, мы, допустим,
выяснили, что в основе она правильно раскрывает тему, идейная ее
направленность в общем верна, легкомысленный же характер она приобрела в силу
недооценки автором тех или иных моментов действительной жизни (например, тех
или иных трудностей в коммунистическом строительстве). Мы, разумеется, в этом случае от пьесы не откажемся, но
будем стремиться преодолеть легкомысленный тон ее звучания, всемерно
реализовать бодрость и оптимизм пьесы, углублять подход к разрешению ряда
поставленных в ней вопросов. Чрезвычайно важно научиться правильно учитывать первое впечатление.
Например, при первоначальном знакомстве пьеса показалась вам скучной — таково
непосредственное ваше впечатление. Значит ли это, что от постановки данной
пьесы следует отказаться? Далеко не всегда. Часто случается, что пьеса,
скучная в чтении, оказывается чрезвычайно интересной на сцене при правильном
ее сценическом разрешении. Дальнейший тщательный анализ пьесы может вскрыть
заложенные в ней глубочайшие потенциальные сценические возможности. То, что
она скучна в чтении, свидетельствует лишь о том, что данная пьеса не обладает
способностью увлекать внимание одним голым словесным материалом. С этим
свойством пьесы необходимо посчитаться, его нельзя игнорировать, оно
указывает, что при постановке этой пьесы брать для себя текст в качестве главной
опоры не следует. Нужно всю энергию положить на то, чтобы вскрыть то
содержание, которое скрывается за текстом, т.е. внутреннее действие пьесы. Если
анализ выяснит, что и за текстом ничего нет, то пьесу можно выбросить в
корзину. Но для того, чтобы вынести такой приговор, необходимо произвести
добросовестный всесторонний анализ пьесы. |