Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! «Над какой бы вещью вы ни работали, — говорил Вахтангов,
— исходным моментом работы всегда будет ваше первое впечатление». Однако возникает вопрос: в какой мере можно быть уверенным,
что наше первое впечатление действительно отражает свойства и особенности,
объективно присущие данной пьесе? Ведь оно может оказаться иной раз и очень субъективным и
не совпадать с первым впечатлением других людей. Ведь первое впечатление
зависит не только от свойств и особенностей пьесы, но также и от того
состояния, в котором находился режиссер, читая пьесу: весьма возможно, что если
бы он прочел пьесу не сегодня, а вчера, то и впечатление его оказалось бы
другим. Для того чтобы застраховать себя от ошибок, обусловленных
случайностями субъективного восприятия, следует произвести проверку своего
первого впечатления на коллективных читках и собеседованиях. Это необходимо еще и потому, что режиссер, как мы знаем,
должен быть выразителем и организатором творческой воли коллектива. Поэтому
свое личное первое впечатление он не должен считать окончательным и
безусловным. Его личное впечатление должно перевариться в «общем котле»
коллективного восприятия. Чем больше коллективных читок и обсуждений пьесы до
начала работы, тем лучше. В каждом театре пьеса обычно читается составу
художественного совета театра, труппе театра и всему коллективу на
производственных совещаниях и, наконец, составу актеров данной пьесы. Некоторые
театры еще, кроме того, практикуют выезды для читки пьес на фабрики и заводы.
Все это чрезвычайно полезно. Дело режиссера — направить обсуждение прочитанной
пьесы в каждом отдельном случае таким образом, чтобы еще до всякого анализа
было выявлено общее непосредственное впечатление собравшихся. Сопоставив свое
собственное первое впечатление с рядом наиболее часто повторяющихся
определений, режиссер всегда может в конце концов составить такой ряд, из
которого выпадут случайности слишком субъективных восприятий и который, таким
образом, будет наиболее точно отражать органические свойства пьесы, объективно
ей присущие. Проверив, исправив и дополнив таким образом свое непосредственное
впечатление от пьесы, режиссер окончательно устанавливает и записывает ряд
определений, дающих общее целостное представление о ней. |