Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! И что же? Наша декорационная удача оказалась причиной
полнейшей неудачи всего спектакля. Лучшие свойства пьесы были убиты, задушены
блестящей декорацией. Вместо суровости получилась слащавость, вместо тяжелого
опасного труда — спортивное развлечение, вместо серого неба и серого моря с
низкими скучными песчаными берегами — слепящие сверкающие воды в ярких лучах
солнца и поэтическая нежность крымской ночи. В условиях данного внешнего
оформления все мои усилия реализовать свойства пьесы через актерскую игру
терпели крах. Актеры не в силах были «переиграть» декорацию. Наше «жестяное»
море оказалось сильнее актеров. В чем сущность моей ошибки? Я не забыл в свое время определить и зафиксировать первое
свое общее впечатление от пьесы, но я забывал сверяться со своим первым
впечатлением в процессе дальнейшей работы. Я подошел к делу формально,
бюрократически: определил, записал, к делу подшил и... забыл. В результате,
несмотря на ряд актерских удач, получился формально-эстетский спектакль,
лишенный внутреннего единства. Все сказанное нами по поводу первого непосредственного
впечатления нетрудно применить на деле, если речь идет о постановке
современной нам пьесы. Несравненно сложнее обстоит дело при постановке
классического произведения. В этом случае режиссер лишен возможности получить
первое непосредственное впечатление. Ему хорошо известна не только сама пьеса,
но и целый ряд ее толкований и критических оценок, многие из которых, став
традиционными, так прочно завладели умами, что пробить брешь в общепринятых
мнениях оказывается делом чрезвычайно трудным. И все же, несмотря на трудность
задачи, режиссер должен, сделав особое творческое усилие, постараться
воспринять хорошо ему известную пьесу заново. Это нелегко, но возможно. Для
этого нужно отвлечься от всех существующих мнений, суждений, оценок,
предрассудков, штампов и постараться, читая пьесу, воспринимать только ее
текст. В этом случае может быть не бесполезным рекомендуемый
Вс.Э. Мейерхольдом так называемый «парадоксальный подход», но при условии
умелого и осторожного его использования. Заключается он в том, что вы пробуете
воспринимать данное произведение в свете определений, диаметрально противоположных
тем, которые считаются общепринятыми. Так, например, если относительно данной
пьесы установилось мнение, что она является произведением мрачным, попробуйте
читать ее как жизнерадостную; если она прославилась в качестве легкомысленной
шутки, поищите в ней философскую глубину; если ее привыкли рассматривать как
тяжелую драму, попробуйте найти в ней повод для смеха. Вы увидите, что, по
крайней мере, один раз из десяти вам это удастся сделать без большого усилия. |