Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Исходя из принципа жизненной конкретности темы, режиссура
«Егора Булычева» в Театре имени Е. Вахтангова потребовала, например, от
исполнителей некоторых ролей, чтобы они овладели народным костромским говором
на «о», и исполнитель центральной роли Б.В. Щукин нарочно провел летние месяцы
на Волге, чтобы иметь возможность, слушая постоянно вокруг себя народную речь
волжан, добиться и самому совершенства в овладении ее характерностью. Такая конкретизация времени и места действия, обстановки и
быта не только не помешала театру выявить всю глубину и широту горьковских
обобщений, но, наоборот, помогла сделать горьковскую идею максимально
доходчивой и убедительной. Но в чем же заключается эта идея? Что именно рассказал нам
Горький о жизни купеческой семьи в период кануна Февральской революции 1917
года? Внимательно вчитываясь в пьесу, начинаешь постепенно понимать,
что показанная Горьким картина разложения и распада в булычовской семье важна
не сама по себе, а постольку, поскольку она является отражением социальных
процессов огромного масштаба, совершающихся далеко за пределами булычовского
дома, и не только в городе Костроме, а повсюду, на всей необъятной территории,
расшатавшейся в своих устоях и готовой рухнуть царской империи. Несмотря на абсолютную конкретность, реалистическую
жизненность (или, вернее, именно вследствие этой конкретности и жизненности),
она невольно воспринимается как необычайно типичная для того времени и для
данной среды, то есть как широчайшее обобщение. В центре пьесы Горький поставил самого умного и самого талантливого
представителя этой среды — Егора Булычева, наделив его чертами глубокого
скептицизма, иронии, презрения, саркастического издевательства и гнева по
адресу всего, что еще так недавно казалось ему святым и незыблемым. Капиталистическое
общество со всеми своими устоями подвергается, таким образом, в этой пьесе
сокрушительной критике не извне, а изнутри, что делает эту критику еще более
убедительной и неотразимой. Неумолимо приближающаяся смерть Егора Булычева
невольно воспринимается нами как свидетельство его социальной гибели, как
символ неизбежной смерти его класса. Так, через частное Горький раскрывает общее. Через индивидуальное
показывает типичное. Показывая историческую закономерность социальных
процессов, которые нашли свое отражение в жизни одной купеческой семьи,
Горький пробуждает в нашем сознании твердую уверенность в неизбежной гибели
капитализма не только у нас, в России, но и во всем мире. Мы не знаем, когда и
в какой последовательности это произойдет, но это неизбежно. |