Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Во-вторых, определяя идею каждой пьесы, мы не будем претендовать
на исчерпывающий разбор ее идейного содержания, а постараемся в самых кратких
чертах дать квинтэссенцию этого содержания, сделать, так сказать, вытяжку из
него и выявить таким образом то, что кажется нам самым существенным в данной
пьесе. Возможно, что результатом этого явится некоторое упрощение.
Ну что же, мы готовы с этим примириться, поскольку у нас нет другой возможности
на нескольких примерах познакомить читателя с методом режиссерского анализа
пьесы, доказавшим на практике свою эффективность. Начнем с «Егора Булычева» М. Горького. Когда происходит действие в пьесе? Зимой 1916 — 1917 гг.,
то есть в период первой мировой войны, накануне Февральской революции. Где? В
одном из губернских городов России. Однако, стремясь к предельной конкретизации, режиссура
спектакля, проконсультировавшись с автором, установила точно, что данное
произведение является результатом наблюдений, сделанных Горьким в Костроме. Итак: зима 1916 — 1917 гг. в городе Костроме. Но и этого мало. Нужно установить, среди каких людей, в
какой общественной среде разворачивается действие. Ответить нетрудно: в семье
богатого купца, среди представителей средней русской буржуазии. Но чем же заинтересовала Горького купеческая семья этого
периода русской истории? С первых же строк пьесы всякий читатель сразу же убеждается
в том, что члены булычовской семьи живут друг с другом словно скорпионы в банке:
в атмосфере вражды, ненависти и постоянной взаимной грызни. Сразу же видно, что
эта семья показана Горьким в процессе своего распада и разложения. Очевидно
именно этот процесс и явился предметом наблюдений и особого интереса со стороны
автора. Вывод: процесс разложения и распада купеческой семьи (то
есть небольшой группы представителей средней русской буржуазии), жившей в
большом провинциальном городе (точнее — в Костроме) зимой 1916—1917 гг., —
таков предмет изображения — тема пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие». Как видим, здесь все конкретно. Пока — никаких обобщений и
выводов. И мы думаем, большую ошибку сделает режиссер, если он в
своей постановке даст, например, на сцене, в качестве места действия, богатый
особняк вообще, а не такой, какой могла получить в наследство богатая купчиха
— жена Егора Булычева — в конце прошлого и начале нынешнего века в большом
приволжском городе; не меньшую ошибку сделает он, если покажет русское
провинциальное купечество в тех традиционных формах, к каким мы привыкли со
времен А.Н. Островского (поддевка, косоворотка навыпуск и сапоги бутылками), а
не в том виде, как оно выглядело в 1916—1917 гг. Это же относится и к поведению
действующих лиц — к их быту, манерам, привычкам и т.п. Все, что касается быта,
должно быть в историческом отношении точно и конкретно. Это, разумеется, не
значит, что можно перегружать спектакль излишними мелочами и бытовыми подробностями,
пусть будет дано только то, что необходимо. Но уж раз что-то дано, пусть оно не
противоречит жизненной исторической правде. |