Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Не следует думать, что те определения темы, идеи и сверхзадачи,
которые режиссер дает в самом начале работы, есть нечто неподвижное, раз
навсегда данное. В дальнейшем эти формулировки могут уточняться, развиваться и
даже изменяться в своем содержании. Поэтому их следует считать скорее
первоначальными предположениями, рабочими гипотезами, чем какими-то
неизменными догмами. Мы уже видели на ряде примеров, как изменяется и обогащается
«первое впечатление», когда режиссер возвращается к пьесе, которую он ставил
несколько лет тому назад. Но это относится также и к раскрытию идейного
содержания пьесы, и к пониманию сверхзадачи автора, и вообще ко всему, что составляет
пьесу. Однако из этого совсем не следует, что от определения темы,
идеи и сверхзадачи в самом начале работы можно отказаться под тем предлогом,
что все равно, мол, потом все изменится. И неверно будет, если режиссер проведет эту работу
кое-как, наспех. Для того чтобы осуществить ее добросовестно, нужно прочитать
пьесу не один раз. И при этом всякий раз нужно читать не торопясь, вдумчиво, с
карандашом в руках, задерживаясь на тех местах, которые кажутся неясными,
отмечая те места и реплики, которые почему-либо кажутся режиссеру особенно
важными для уразумения смысла пьесы. И только после того, как режиссер таким
способом прочтет пьесу несколько раз, он получит право поставить перед собой
вопросы, на которые нужно ответить, чтобы определить тему пьесы, ее ведущую
идею и сверхзадачу. Поскольку темой пьесы мы решили называть определенный
КУСОК подлинной жизни, постольку всякая тема — предмет, локализованный во
времени и пространстве. Это дает нам основание начинать определение темы
любого произведения с определения времени и места действия, то есть с ответов
на вопросы: когда и где? «Когда?» — означает, в каком веке, в какую эпоху, в какой
период, а иногда даже — в котором году. «Где?» — означает, в какой стране, в
каком обществе, в какой среде, а иногда даже и в какой именно географической
точке. Воспользуемся примерами. Однако с двумя важными предупреждениями. Во-первых, автор этой книги очень далек от претензии считать
свои толкования пьес, выбранных в качестве примеров, абсолютной и бесспорной
истиной. Он охотно допускает, что могут быть найдены и более точные названия
тем, и более глубокое раскрытие идейного смысла этих пьес. |