Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Правдиво показать каждое явление жизни в его сущности,
раскрыть важную для жизни людей истину и заразить их своим отношением к
изображаемому, то есть своими чувствами, — в этом задача подлинного искусства. Если этого нет, если субъективное начало, то есть мышление
художника о предмете изображения, отсутствует в его произведении и, таким
образом, все достоинства этого произведения ограничиваются элементарным внешним
правдоподобием, то познавательная ценность такого произведения оказывается ничтожной. Но бывает и обратное. Случается, что в произведении отсутствует
объективное начало. Предмет изображения (часть объективного мира) растворяется
тогда в субъективном сознании художника и исчезает. Если мы и можем,
воспринимая такое произведение, узнать кое-что о самом художнике (впрочем,
обычно очень немногое), то уж об окружающей его и нас реальной
действительности оно ничего существенного сказать нам не может. Познавательная
ценность такого беспредметного субъективистского искусства, к которому так
тяготеет современный западный модернизм, тоже совершенно ничтожна. Искусство театра вторично. Оно имеет возможность выявить
на сцене положительные качества пьесы и может их уничтожить. Поэтому очень
важно, чтобы режиссер, получив для постановки хорошую пьесу, в которой тема и
идея находятся в единстве и гармонии, не превратил ее на сцене в голую
абстракцию, лишенную реальной жизненной опоры. А это легко может случиться,
если он идейное содержание пьесы оторвет от конкретной темы, от тех жизненных
условий, фактов и обстоятельств, которые лежат в основе сделанных автором
обобщений. Для того чтобы эти обобщения прозвучали на сцене убедительно,
необходимо, чтобы тема была реализована во всей ее жизненной конкретности. Поэтому так необходимо уже в самом начале работы над
пьесой точно назвать ее тему, избегая при этом всякого рода абстрактных
определений, таких, как например: любовь, смерть, добро, ревность, честь,
дружба, долг, человечность, справедливость и т.п. Начиная работу с абстракций, мы рискуем лишить будущий
спектакль конкретно-жизненного содержания и идейной убедительности. Поэтому
последовательность должна быть такой: сначала — реальный предмет объективного
мира (тема пьесы), потом суждение об этом предмете автора (идея пьесы и
сверхзадача) и потом только — суждение о нем режиссера (идея спектакля). Но об
идее спектакля мы будем говорить несколько позднее — пока нас интересует только
то, что дано непосредственно в самой пьесе. Прежде чем перейти к примерам, еще
одно предварительное замечание. |