Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Начать предварительный режиссерский анализ пьесы нам
представляется наиболее целесообразным с определения темы пьесы. За этим
последует раскрытие ее ведущей, основной идеи и сверхзадачи. На этом
первоначальное знакомство с пьесой можно будет считать законченным. Условимся, однако, относительно терминологии. Темой мы будем называть ответ на вопрос: о чем в данной
пьесе идет речь? Другими словами: определить тему — значит определить объект
изображения, то есть тот круг явлений действительности, которые нашли свое
художественное воспроизведение в данной пьесе. Основной или ведущей идеей пьесы мы будем называть ответ
на вопрос: что утверждает автор относительно данного объекта? В идее пьесы находят
свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой
действительности. Тема всегда конкретна. Она — кусок живой действительности.
Идея, наоборот, абстрактна. Она — вывод и обобщение. Тема — объективная сторона произведения. Идея субъективна.
Она представляет собой размышления автора об изображаемой действительности. Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как
и каждый отдельный образ этого произведения, — это единство темы и идеи, то
есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и
субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор. Как известно, в подлинном искусстве жизнь не отражается
зеркально, то есть в том виде, как она непосредственно воспринимается нашими
органами. Пройдя через сознание художника, она дается нам в познанном виде, то
есть вместе с мыслями и чувствами художника, вызванными изображаемыми явлениями
жизни. Художественное воспроизведение как бы впитывает, вбирает в себя мысли и
чувства художника, выражающие его отношение к изображаемому предмету, и это
отношение преобразует предмет, превращая его из феномена жизни в феномен
искусства — в художественный образ. Ценность подлинных произведений искусства в том и состоит,
что всякий предмет, в них отражаемый, не только поражает нас удивительным
сходством с оригиналом, но, кроме того, предстает перед нами освещенный светом
разума художника, согретый пламенем его сердца, раскрытый в своей глубокой
внутренней сущности. Каждому художнику следовало бы помнить слова, сказанные
Львом Толстым: «Нет более комичного рассуждения, если только вдуматься в смысл
его, как то, весьма распространенное, и именно между художниками, рассуждение о
том, что художник может изображать жизнь, не понимая ее смысла, не любя доброе
и не ненавидя злое в ней...» |