Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Вся эта
реально-натуралистическая картина производила жуткое, потрясающее впечатление и
ярко контрастировала с солнечным днем, с голубым, ясным, радостным безоблачным
небом. Я удалился от места
катастрофы подавленный и долго не мог отделаться от жуткого впечатления.
Воспоминание об описанном зрелище, вызвавшем в душе тягостное настроение, не
покидало меня весь день. Ночью я проснулся, вспомнил
зрительно запечатлевшуюся картину, еще сильнее содрогнулся, и мне стало страшно
жить. В воспоминаниях катастрофа показалась мне ужасней, чем в
действительности, быть может, потому, что была ночь, а в темноте все кажется
страшнее. Но я приписал свое состояние эмоциональной памяти, усиливающей
впечатление. Я даже обрадовался своему страху, как доказательству присутствия
во мне хорошей памяти на чувствования. Через день или два после описанного случая я
опять проходил по Арбату мимо места катастрофы и невольно задержался,
задумавшись о том, что было здесь недавно. Страшное — прошло все, лишь одной человеческой жизнью меньше. Метельщица
спокойно мела улицу, точно заметая последние следы катастрофы, вагоны трамвая
весело пробегали по роковому месту, облитому человеческой кровью. Сегодня
вагоны не скалились и не шипели, как тогда, а, напротив, бодро позванивали,
чтобы веселее было катиться. В связи с моими мыслями о бренности жизни
воспоминание о недавней ужасной катастрофе переродилось. То, что было
грубонатуралистично — вывалившаяся
челюсть, отрезанные руки, часть ноги, приподнятый палец, игра детей с кровавыми
лужами,— хоть и потрясало меня сегодня не
меньше, чем тогда, но потрясало совсем иначе. Брезгливое чувство исчезло, и
вместо него явилось возмущение. Я так определил бы эволюцию, происшедшую в моей
душе и в памяти: .в день катастрофы я мог бы, под впечатлением виденного,
написать острую газетную хронику уличного репортера, а в тот день, о котором
идет речь, я способен был бы сочинить горячий фельетон против жестокости.
Запомнившаяся картина катастрофы волнует меня уже не натуралистическими
подробностями, а жалостью, нежностью к погибшему. Сегодня мне с особой теплотой
вспоминается лицо той женщины, которая горько плакала. Удивительно, какое большое влияние оказывает
время на эволюцию наших эмоциональных воспоминаний. Сегодня утром, то есть через неделю после
катастрофы, идя в школу, я опять прошел мимо рокового места и вспомнил то, что
здесь произошло. Вспомнился белый, такой же, как сегодня, снег. Это — жизнь. Распростертая, тянущаяся куда-то
черная фигура. Это — смерть. Струящаяся
кровь. Это — исходящие из человека
страсти. Кругом, как яркий контраст, опять были небо, солнце, свет, природа.
Это — вечность. Пробегающие мимо
переполненные вагоны трамвая казались мне проходящими человеческими
поколениями, направляющимися в вечность. И вся картина, еще недавно
представлявшаяся отвратительной, потом жестокой, теперь стала величественной.
Если в первый день мне хотелось написать газетную хронику, если потом меня
тянуло на фельетон философского характера, то сегодня я склонен к поэзии, к
стихам, к торжественной лирике. |