Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — Да разве наше искусство и
его техника сводятся к одним первичным чувствованиям? Они редки не только на
сцене, но и в самой жизни,— утешал меня
Торцов.— Есть повторные, подсказываемые
нам эмоциональной памятью! Прежде всего научитесь пользоваться ими. Они более
доступны нам. Конечно, неожиданное, подсознательное
«наитие» заманчиво! Оно является нашей мечтой и излюбленным видом творчества.
Но из этого не следует, что нужно умалять значение сознательных, повторных
воспоминаний эмоциональной памяти. Напротив, вы должны их любить, так как
только через них можно до некоторой степени воздействовать на вдохновение. Стоит вспомнить основной принцип нашего
направления: «подсознательное через сознательное». Повторные воспоминания надо любить еще и
потому, что артист отдает роли не первые попавшиеся, а непременно избранные,
наиболее дорогие, близкие и увлекательные воспоминания живых, им самим
пережитых чувствований. Жизнь изображаемого образа, сотканная из отобранного
материала эмоциональной памяти, нередко более дорога творящему, чем его
обычная, каждодневная человеческая жизнь. Это ли не почва для вдохновения!
Избранное свое собственное, лучшее бережно переносится артистом на подмостки.
При этом форма, обстановка меняются сообразно с требованием пьесы, но
человеческие чувствования артиста, аналогичные с чувствованиями роли, должны
остаться живыми. Их нельзя ни подделать, ни подменить другим, изуродованным
актерским наигрышем. — Как? —
недоумевал Говорков.— Во всех ролях,
понимаете ли: Гамлета, Аркашки и Несчастливцева, и Хлеба, и Сахара из «Синей
птицы» — мы должны, изволите ли видеть,
пользоваться все теми же своими собственными чувствованиями?! — А как же иначе? —
в свою очередь не понимал Аркадий Николаевич.—
Артист может переживать только свои собственные эмоции. Или вы хотите, чтоб
актер брал откуда-то все новые и новые чужие чувствования и самую душу для
каждой исполняемой им роли? Разве это возможно? Сколько же душ ему придется
вмещать в себе? Нельзя же вырвать из себя собственную душу и взамен взять
напрокат другую, более подходящую для роли. Откуда брать ее? У самой мертвой,
не ожившей еще роли? Но она сама ждет, чтоб ей дали душу. Можно взять на
подержание платье, часы, но нельзя взять у другого человека или у роли чувства.
Пусть мне скажут, как это делается! Мое чувство принадлежит неотъемлемо мне, а
ваше — вам. Можно понять, посочувствовать
роли, поставить себя на ее место и начать действовать так же, как изображаемое
лицо. Это творческое действие вызовет и в самом артисте аналогичные с ролью
переживания. Но эти чувства принадлежат не изображаемому лицу, созданному
поэтом, а самому артисту. |