Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — Пусть так,—
согласился я и стал вспоминать дальше. В
моменты рассеянности я слишком сильно двигался, и это, как мне показалось,
привлекло внимание присутствующих. Надо было некоторое время посидеть смирно и
притвориться слушающим музыку, но на самом деле я ее не слушал, а следил за
тем, что делалось вокруг. Взгляд
незаметно скользнул по Торцову, и я понял, что он не заметил моего шевеления.
Потом я поискал глазами дядю Шустова, но его не было, других артистов также.
Потом я переглядел поочередно почти всех присутствующих, а после внимание
разлетелось в разные стороны, и я не мог ни удержать, ни направить его, куда
хотел. Что только не представилось и не передумалось мне за это время! Музыка
помогала таким полетам мысли и воображения. Я думал о своих домашних, и о
родных, которые живут далеко, в других городах, и о покойном друге. Аркадий
Николаевич сказал, что эти представления родились во мне не зря, а потому, что
мне понадобилось либо отдать объектам свои мысли, чувства и прочее, либо взять
чужие — от них. В конце концов мое
внимание привлекли к себе фонарики люстры, и я долго рассматривал их
замысловатые формы. «Вот он, пустой момент, — решил я. —
Нельзя же считать общением простое смотрение на глупые лампы». Когда я поведал Торцову о своем новом
открытии, он объяснил его так: — Вы старались понять: как, из чего сделан предмет.
Он вам передавал свою форму, общий вид, всевозможные детали. Вы вбирали в себя
эти впечатления и, записывая их в своей памяти, думали о воспринятом. Значит,
вы что-то брали себе от объекта, и потому по-нашему, по-актерскому, считается,
что был необходимый нам процесс общения. Вас смущает неодушевленность предмета.
Но ведь и картина, и статуя, и портрет друга, и музейная вещь тоже
неодушевленны, но они таят в себе жизнь их творцов. И фонарь, до известной
степени, может ожить для нас от того интереса, который мы вкладываем в него. — Если так,—
спорил я,— то мы общаемся с каждым
предметом, попадающимся нам на глаза? — Едва ли вы успеете
воспринять или отдать что-то от себя всему, что мельком видите вокруг. А без
этих моментов восприятия или отдачи нет общения на сцене. С теми же предметами,
которым вы успеете послать что-то от себя или воспринять что-то от них,
создается короткий момент общения. Я уже говорил не раз, что на сцене можно смотреть
и видеть, и можно смотреть и ничего не видеть. Или, вернее, можно на сцене
смотреть, видеть и чувствовать все, что там делается, но можно смотреть на
сцене, а чувствовать и интересоваться тем, что делается в зрительном зале или
вне стен театра. |