Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Только
этого и ждал Торцов. — Поняли ли вы, что сейчас произошло? — обратился он к нам, когда все успокоились. — Основная задача Вьюнцова была: удрать с урока. Все
его действия, слова, попытки притвориться больным, чтобы обратить на себя
внимание и разжалобить меня, являлись лишь приспособлениями, с помощью которых
выполнялась главная задача. Вначале Вьюнцов действовал, как полагалось, и эти
действия его были целесообразны. Но вот беда: он услышал смех в зрительном зале,
сразу переменил объект и стал приспособляться не ко мне, который не обращал на
него внимания, а к вам, поощрявшим его трюки. У
него явилась совсем новая задача: забавлять зрителей. Но как оправдать это? Где
найти предлагаемые обстоятельства? Как поверить и пережить их? Все это можно
только по-актерски наиграть, что и сделал Вьюн-цов. Вот почему и создался
вывих. Лишь
только это случилось, подлинное человеческое переживание сразу пресеклось, и
актерское ремесло вступило в свои права. Основная задача распалась на целый ряд
штучек и трюков, которые так любит Вьюнцов. С
этого момента приспособления сделались самоцелью и получили не принадлежащую им
роль, не служебную, а главную (приспособления ради приспособления) . Такой
вывих — частое явление на сцене. Я знаю
немало актеров с прекрасными, яркими приспособлениями, которыми они пользуются
не для того, чтоб помогать процессу общения, а для того, чтоб показывать на
сцене самые приспособления и забавлять ими зрителей. Они, подобно Вьюнцову,
превращают их в самостоятельные трюки, в номера дивертисмента. Успех отдельных
моментов кружит голову таким артистам. Они жертвуют самой ролью ради взрывов
хохота, аплодисментов и успеха отдельных моментов, слов и действий. Часто
последние не имеют даже отношения к пьесе. При таком употреблении
приспособлений последние теряют смысл и становятся ненужными. Как
видите, хорошие приспособления могут стать опасным соблазном для артиста. Для
этого существует много поводов. Бывают даже целые роли, которые все время
толкают актера на соблазны. Вот, например, в пьесе Островского «На всякого
мудреца довольно простоты» есть роль старика Мамаева. От безделия он всех
поучает; в течение целой пьесы только и делает, что дает советы всем, кого ему
удается поймать. Не легко на протяжении пяти актов проводить только
одну-единственную задачу: поучать и поучать, общаться с партнером все одними и
теми же чувствованиями и мыслями. При таких условиях легко впасть в
однообразие. Чтоб избежать его, многие исполнители роли Мамаева переносят свое
внимание на приспособления и поминутно меняют их при выполнении одной и той же
задачи (поучать и поучать). Постоянная, безостановочная смена приспособлений
вносит разнообразие. Это, конечно, хорошо. Но плохо то, что приспособления,
незаметно для актера, становятся главной и единственной его заботой. |