Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! человеческие задачи, хотение
и стремление превратятся в актерские, профессиональные; вымысел воображения
исчезнет и заменится реальной повседневностью, то есть условным представлением,
игрой, спектаклем, «театром» — в дурном
смысле слова. Теперь
подведите итог всем этим вывихам: объект внимания по ту сторону рампы плюс
изнасилованное чувство правды, плюс театральные, а не жизненные эмоциональные
воспоминания, плюс мертвая задача, все это, помещенное не в атмосферу
художественного вымысла, а в реальную повседневную актерскую действительность,
в ненормальные условия спектакля, плюс сильнейшее мышечное напряжение,
неизбежное в таких случаях. Из всех этих «элементов»
складывается неправильное сценическое состояние, при котором нельзя ни
переживать, ни творить, а можно только по-ремесленному представлять, ломаться,
забавлять, подделывать и передразнивать образ. Не
то же ли самое происходит в музыке? И там одна фальшивая нота портит стройный
аккорд, убивает благозвучие, превращает консонанс в диссонанс и заставляет все
остальные ноты звучать фальшиво. Исправьте неверную ноту, и снова аккорд
зазвучит правильно. Во всех приведенных мною
сегодня случаях неизбежно создастся сначала вывих, а потом и неправильное
состояние артиста на сцене, которое мы называем на нашем языке — ремесленным (актерским)
самочувствием. Начинающие
артисты и ученики, вроде вас, лишенные опыта и техники, чаще всего впадают на
сцене во власть такого неправильного душевного состояния. Оно вызывает в них
ряд условностей. Что же касается правильного, нормального, человеческого
самочувствия, то оно создается у них на сцене лишь случайно, помимо их
собственной воли. — Откуда же у нас ремесло,
когда мы только один раз были на сцене? —
возражал я и другие ученики. —
На это я отвечу, если не ошибаюсь, вашими же словами,— указал он на меня.—
Помните, на самом первом уроке, когда я заставил вас просто сидеть на сцене
перед вашими товарищами-учениками, а вы стали вместо этого наигрывать, у вас
вырвалась приблизительно такая фраза: «Как странно! Я только один раз был на
подмостках, а все остальное время жил нормальной жизнью, но мне гораздо легче
на сцене представлять, чем естественно жить». Секрет в том, что в самой сцене,
в условиях публичного творчества скрывается ложь. С ней нельзя просто мириться,
а надо постоянно бороться, уметь обходить и не замечать ее. Сценическая ложь
ведет на подмостках непрерывную борьбу с правдой. Как же оградить себя от
первой и укреплять вторую? Этот вопрос мы будем разбирать на следующем уроке. |