Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Зашла речь о том, как
назвать первую большую задачу. Никто из нас, ни сам Аркадий Николаевич, не
смогли сразу решить вопрос. Впрочем, это неудивительно: верная, живая,
увлекательная, а не просто рассудочная, формальная задача не приходит сама
собой, сразу. Она создается творческой жизнью на сцене, на протяжении работы
над ролью. Мы еще не познали этой жизни, и потому нам не удалось верно
определить ее внутреннюю сущность. Тем не менее кто-то дал ей неуклюжее
название, которое мы приняли, за неимением лучшего: «Хочу боготворить Дездемону — идеал женщины; хочу служить ей и отдать ей
всю жизнь». Когда я вдумался в эту
большую задачу и по-своему оживил ее, то понял, что она помогла мне внутренне
обосновать всю сцену и отдельные куски роли. Я почувствовал это, когда начал
прицеливаться в какой-то момент игры к поставленной конечной цели:
«боготво-рения Дездемоны — идеала
женщины». Направляясь к конечной цели
от своих прежних маленьких задач, я чувствовал, как данные им наименования
теряли смысл и свое назначение. Вот, например: возьмем первую задачу — «стараться понять то, что говорит Яго».
Зачем нужна эта задача? Неизвестно. Чего стараться, когда все
ясно: Отелло влюблен, думает только о Дездемоне, хочет говорить только о ней.
Поэтому всякие расспросы и собственные воспоминания о том, что касается милой,
ему нужны и отрадны. Почему? Да потому что «он боготворит Дездемону — идеал женщины», потому что «он хочет служить
ей и отдать ей всю жизнь». Беру
вторую задачу — «dolce far niente». И эта задача
не нужна, мало того—она неверна: говоря о
милой, мавр делает самое важное для него дело, которое ему необходимо. Почему?
Да потому, что «он боготворит Дездемону —
идеал женщины», потому что «он хочет служить ей и отдать ей всю жизнь». После
первой клеветы Яго мой Отелло, как я его понимаю, расхохотался. Ему приятно
сознавать, что никакая грязь не может очернить кристальной чистоты его богини.
Это убеждение привело мавра в прекрасное состояние и усилило преклонение перед
нею. А почему? Да потому, что «он боготворит Дездемону — идеал женщины», и так далее. Я понял, с какой постепенностью в
нем зарождается ревность, как незаметно ослабевает его уверенность в идеале,
как растет и крепнет сознание присутствия в милой коварства, разврата, змеиной
хитрости, гада в ангельском облике. |