Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Значительный интерес представляет собой
рукопись, которая, вероятно, зачитывалась им на том же съезде. В ней
Станиславский утверждает, что творчество артиста состоит из шести главных
процессов. «В первом подготовительном
процессе «воли» артист готовится к предстоящему творчеству,— пишет Станиславский.— Он знакомится с произведением поэта, увлекается или заставляет
себя увлечься им и тем раздражает свои творческие способности, то есть
возбуждает в себе желание творить. Во втором процессе «искания»... он ищет в себе
самом и вне себя духовный материал для творчества. В третьем процессе «переживания» артист невидимо творит для себя. Он создает в своих мечтах
как внутренний, так и внешний образ изображаемого лица... Он должен сродниться
с этой чуждой ему жизнью, как со своею собственною... В четвертом процессе «воплощения» артист наглядно творит для себя. Он создает видимую
оболочку для своей невидимой мечты... В пятом процессе «слияния» артист должен соединить до полного слияния как процесс «переживания», так
и процесс «воплощения». Эти оба процесса должны производиться
одновременно, они должны порождать, поддерживать и развивать друг друга». Шестым Станиславский
называет процесс «воздействия» актера на зрителей 3. Музей МХАТ, КС, № 628. «Рампа», 1909,
№ 11. Музей МХАТ, КС, № 257. Это
на первый взгляд сложное представление о творческом процессе создания
сценического образа, так же как и дробление творческого самочувствия на
множество составных элементов, характеризует в полной мере тот ранний период
становления системы, который можно определить как период аналитический в
отличие от заключительного, синтетического периода, когда все звенья сложного
творческого процесса, изученные Станиславским по частям, объединились в одно
целое. Новое
представление Станиславского о творческом процессе, складывающемся из шести
последовательных этапов, заставило его отказаться от прежнего плана построения
всс-го труда и принять план, соответствующий намеченным периодам. Вскоре же им была подготовлена рукопись
«Книга III. Переживания». На ее титульном листе надпись: «Моей первой
ученице, самоотверженной помощнице и другу —
Марии Петровне Лилиной» (другие экземпляры той же рукописи были подарены
И. М. Москвину и Е. П. Муратовой). В начале рукописи
Станиславский делает следующее важное указание: «Творчество основано на
чувстве, и поэтому нельзя постигать его одним разумом, а надо прежде всего
ощущать его. Вот почему так трудно и долго писать об искусстве». |