Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Станиславский
так и не дождался выхода книги; она появилась вскоре после его смерти и была
дважды издана в «Работа
над собой в творческом процессе переживания» является самым капитальным трудом
Станиславского по системе. В ней сосредоточены все важнейшие положения его
творческого метода и художественного мировоззрения. Но наряду с огромной,
неоспоримой ценностью этой книги как методического пособия и теоретического
труда по искусству актера она не лишена известных противоречий и композиционных
недостатков, корни которых, как уже отмечалось выше, заложены в самой истории
ее создания. Она отразила на своих страницах эволюцию творческих исканий
Станиславского. В тексте книги сохранились примеры и формулировки, созданные
еще в период ее зарождения, но мало типичные для периода творческой зрелости
Станиславского. Изданная в год его смерти, книга не отразила. к сожалению, со
всей полнотой и отчетливостью последних, итоговых выводов Станиславского о
творчестве актера, зафиксированных в документах его режиссерской и
педагогической деятельности и в его литературных трудах самых последних лет.
Система Станиславского проходила длительный аналитический период своего
развития; раздробленное на составные элементы творческое самочувствие актера
изучалось им по частям, и это нашло отражение на страницах данной книги.
Педагогическая практика Станиславского последних лет отличается от подхода
Торцова к воспитанию актера, так как сама система в последние годы
откристаллизовалась в более простую, ясную и доступную для ее применения на
практике форму. Тем
не менее первая часть «Работы актера над собой» явилась единственным законченным
трудом по системе, подготовленным к печати самим Станиславским, и это придает
ей особую ценность. 1 Работа над
третьим и четвертым томами осталась незавершенной. Сохранившиеся материалы к
этим книгам публикуются в последующих томах. Не был осуществлен и задуманный
Станиславским сборник практических упражнений по системе («Тренинг и муштра»).
Обнаруженные в его архиве отдельные записи упражнений печатаются в приложениях
к третьему тому. 2 В практике
работы Станиславского записи учеников на занятиях и репетициях нередко служили
дополнительными материалами для формирования соответствующих разделов системы.
В архиве Станиславского имеются стенограммы занятий и записи репетиций,
сделанные Л. А. Сулержицким, В. М. Бебутовым, О. В. Гзовской, В. В. Гле-бовым,
П. Ф. Шаровым, Г. В. Кристи и другими. Большая часть этих материалов
опубликована в книге: Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций.
М., 1987. |