Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 3 Станиславский
придавал большое значение такому методу проверки сценических данных молодежи,
поступающей в театральную школу. Развернутое обоснование этого принципа
содержится в «Инсценировке программы Оперно-драматической студии», публикуемой
в приложениях к третьему тому. 4 В ранних вариантах текста опоздание ученика
на урок служило поводом для специальной беседы Торцова о значении артистической
этики и дисциплины. В период редактирования Станиславский отказался от этого
эпизода, так как предполагал всесторонне осветить этот важнейший вопрос в
отдельной книге. Вопросу
артистической этики и дисциплины посвящен специальный раздел третьего тома и
целый ряд материалов, публикуемых в последующих томах. 6 Цит. по кн.: Коклен-старший. Искусство актера. Киев, 1909, с. 8—9. 7 Из этого
абзаца выясняется, что деление школьной программы на изучение элементов
переживания (на первом году обучения) и элементов воплощения (на втором году
обучения) является условным. Ученики школы Торцова, так же как и ученики
Станиславского в руководимых им театральных школах, овладевают параллельно как
элементами внутреннего самочувствия, так и внешнего, физического (то есть
пением, дикцией, гимнастикой, танцами и т. д.). Грань между этими двумя
разделами программы все больше стиралась в практике педагогической работы
Станиславского последних лет. 8 Здесь обнаруживается одна очень важная
особенность педагогического и режиссерского приема Станиславского. Она
заключается в умении сделать «прививку» роли актеру, органически сочетать
замысел, привнесенный извне (от драматурга, режиссера), с индивидуальными
склонностями самого актера. Такой метод работы, по мнению Станиславского,
приводит к созданию неповторимого живого сценического образа, возникающего от
слияния творчества драматурга с творчеством актера. 11 Джером К. Джером (1859—1927)
— английский писатель-юморист, автор известной повести «Трое в лодке (не
считая собаки)». 12 Примером подобного расчленения на куски
пятиактной трагедии может служить «Режиссерский план «Отслло» (М., 1945) Станиславского, писавшийся в 1929—1930 гг. «Режиссерский
план «Отелло» может быть назван первым литературным трудом Станиславского, в
котором нашли отражение новые принципы его подхода к пьесе • и роли, оформившиеся впоследствии в так
называемый «метод физических действий». |