Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Этот
новый принцип действенного анализа пьесы характерен для
режисссрско-педагогического подхода Станиславского к драматургическому
произведению в последний период его деятельности. Исходя из совершающегося на
сцене события, Станиславский наряду с термином куски
иногда употребляет и другой термин — эпизоды. В дальнейшем действенный эпизод
как термин, более точно выражающий принцип анализа пьесы, все больше и больше
укрепляется в театральной практике. 13 Этот педагогический совет Станиславского
постепенно перерос на практике в метод его творческой работы с актером.
Сохраняя при анализе пьесы и роли крупные задачи, определяющие главные этапы
развития сценического образа, Станиславский отказался от предварительного
мелкого дробления роли на бесчисленный ряд хотений, определяющих маленькие
задачи. Вместо подробного анализа хотений и определения мелких задач
Станиславский перешел к тщательному изучению самого совершаемого действия; оно
определяется не только хотением, но находится в прямой зависимости от тех
конкретных обстоятельств, которые в данный момент окружают актера. Прежде
стадии работы над ролью делились на аналитический, застольный период и созидательный
период репетиционной работы; на заключительном этапе режиссерско-педагогической
деятельности Станиславского эти грани между анализом и синтезом стерлись и
возникла необходимость в том, чтобы сразу же приступить к изучению самих
совершаемых действий (Имея прицел на большую, конечную задачу). 14 Цитаты из
стихотворений Пушкина «Герой» и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). 15 В приложении к «Режиссерскому плану «Отелло»
под заголовком «Физическое действие» можно найти развитие и уточнение высказанной
здесь мысли: «Вспомните, как подымается
аэроплан: он долго катится по земле, приобретая инерцию. Образуется движение
воздуха, которое подхватывает его крылья и уносит машину кверху. Актер тоже идет и, так
сказать, разбегается по физическим действиям, приобретает инерцию. В это время
с помощью предлагаемых обстоятельств, магических «если б» актер открывает
невидимые крылья веры, которые уносят его ввысь, в область воображения,
которому он искренно поверил. Но если нет утоптанного
грунта или аэродрома, по которому можно разбежаться, может ли аэроплан
подняться в воздух? Конечно, нет. Поэтому первая наша забота о том, чтоб
создать и утоптать этот аэродром, точно мощенный физическими действиями,
крепкими своей правдой» (с. 233). |