Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 16 Станиславский всегда боролся против
принятого прежде деления актеров на условные «амплуа» (первый и второй
любовники, рубашечный и фрачный герои, резонеры, инженю и т. п.), считая это
деление типичной принадлежностью ремесленного театра. Говоря здесь о
необходимости понять свое «амплуа», Станиславский употребляет это слово в
широком смысле, подразумевая тот круг ролей, который соответствует внутренним
данным и сценическому обаянию актера. 17 Самойлов В. В. (1812—1887) —крупнейший актер петербургского
Александринского театра. Обладал исключительным даром внешнего перевоплощения и
владел в совершенстве искусством гримировки. 18 Т. Рибо (1839—1916)—французский ученый, представитель
экспериментальной психологии. В рабочей библиотеке Станиславского сохранились книги Рибо: «Воля в ее нормальных и
болезненных состояннях», «Психология внимания», «Аффективная память», «Память в
ее нормальном и болезненном состояниях», «Эволюция общих идей», «Логика
чувств». Многие страницы этих книг испещрены пометками Станиславского. 19 Некоторые
записи Станиславского в протокольной книге спектаклей МХТ свидетельствуют о его
обостренной чуткости как артиста ко всем изменениям в окружающей его
сценической обстановке. Значение, которое он придавал этому фактору, характерно
для его творческого метода. Вместе с тем Станиславский признавался, что в
ранних постановках Художественного театра он несколько злоупотреблял
сценическими эффектами, но это часто вызывалось творческой необходимостью.
«Таинственные ходы к глубинам произведений не были еще точно установлены нами,— пишет Станиславский в книге «Моя жизнь в
искусстве» в главе «Вишневый сад».— Чтобы
помочь актерам расшевелить их аффективную память, вызвать в их душе творческие
провидения, мы пытались создать для них иллюзию декорациями, игрою света и
звуков. Иногда это помогало, и я привык злоупотреблять световыми и слуховыми
сценическими средствами». 20 Намеченный
здесь путь работы над ролью (от сочувствия к подлинному чувству) с постепенным
переходом артиста от роли наблюдателя к роли действующего лица в пьесе характерен
для приемов работы над созданием сценического образа, которыми Станиславский
пользовался до середины 20-х гг. Впоследствии Станиславский искал более прямых
и совершенных путей подхода к роли, при которых актер сразу же попадает в
положение активно действующего лица, поставленного в обстоятельства пьесы. |