Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 21 Озеров В. А. (1769—1816) —драматург,
автор трагедий «Эдип в Афинах», «Фингал», «Димитрий Донской», «Поликсена». В
творчестве Озерова сочетались черты, характерные для сентиментального направления
в русской литературе конца XVIII — начала XIX в., и традиции классицизма. 22 Многие
современники вспоминают, что в тот' день, когда Станиславский играл Фамусова
или Крутицкого, актеры избегали обращаться к нему с какими-либо просьбами, так
как, готовясь к выступлению, он сохранял свойственное изображаемому персонажу
отношение к окружающим и, наоборот, были роли (Астров, Штокман), в дни
исполнения которых общение с ним было легким. Показательно в этом отношении
свидетельство Л. Я. Гуревич (см.: О Станиславском. М., 1948, с. 126). 23 В своей
режиссерско-педагогической практике последних лет Станиславский избегал приема
общения с самим собой, о котором он говорит выше («диалог ума с чувством»), и
искал более конкретных путей подхода к монологу. Он предостерегал актеров от
того «само-общечия» на сцене, которое, как он говорил, приводит к
«выворачи-ванию глаз внутрь себя», и всегда старался перевести монолог на путь
конкретного действия актера. Это действие он понимал как взаимодействие
субъекта (актера) с объектами (реальными или воображаемыми). 24 «Гамлет» В. Шекспира, д. 2. Перевод А. И. Кронеберга. 25 Термин «лучеиспускание» взят Станиславским у
Рибо, из книги «Психология внимания». На определенном этапе развития системы
стремление наладить «лучеиспускание» и «лучевосприятие» при общении имело
известный практический смысл. Оно приводило к обострению внимания партнеров
друг к другу, к укреплению их взаимодействия в том или ином сценическом
эпизоде. Однако попытки введения в практику педагогической работы упражнений,
построенных на прямом «проникновении в душу партнера», вне конкретного
действия, не всегда приводили к положительным результатам. Подобные упражнения
не характерны для педагогической работы Станиславского последних лет. 26 Содержание и значение каждого из шести упомянутых здесь элементов раскрываются в
соответствующих разделах следующего, третьего тома. 27 Натан Мудрый
— герой одноименной драмы Г.-Э. Лессинга. 28 Актерская и режиссерская практика
Станиславского наглядно свидетельствует о том, что предлагаемый им метод
глубокого проникновения в жизнь роли путем вовлечения в творческую работу
интеллекта, эмоции и воли актера дает полноценные результаты лишь тогда, когда
драматургический материал отображает реальную действительность и подчинен
жизненной логике. |