Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! 29 В позднейшем варианте изложения процесса
работы над ролью Станиславский направляет все внимание на создание в конечном
счете одной главной линии, то есть логики действия
актера на сцене. Логика действия при условии правильного ее построения по линии
сквозного действия, стремящегося к сверхзадаче, включает в себя все остальные
элементы и двигатели психической жизни. 30 Среди черновых материалов данной книги
сохранилось несколько набросков Станиславского, в которых он пытается
графически изобразить излагаемый здесь процесс создания внутреннего
сценического самочувствия актера. Несколько вариантов этих схем печатается в
третьем томе. 31 «Туалет актера» прочно вошел в
педагогическую и режиссерскую практику Станиславского и проводился им в
Оперно-драмати-ческой студии (1935—1938).
Изложенная в дальнейшем тексте программа проведения «туалета актера»
соответствует тому, что Станиславский осуществлял на своих занятиях. Внедрение
«туалета актера», так же как и «тренинга и муштры», в театральный быт Станиславский
считал делом первостепенной важности, которое, будучи практическим
овладением и использованием системы, способствовало бы подъему актерского
мастерства. 32 Вольный пересказ мыслей Т. Сальвини (см.:
«Артист», 1891, № 14). О раздвоении
актера в момент творчества Станиславский говорит также в третьем томе в главе
«Перспектива артиста и роли». 33 Творческая биография Станиславского дает нам
множество примеров углубленных поисков заложенной в произведении драматурга
сверхзадачи. В отдельных случаях сверхзадача пьесы углублялась Станиславским на
протяжении ряда лет, отражаясь на дальнейшем уточнении трактовок ролей и
вследствие этого на изменении внутреннего склада и даже внешнего облика
воплощаемых образов. Характерна в этом отношении эволюция образа Фамусова,
решенного Станиславским по-разному в постановках Художественного театра 1906, 1914 и
1925 гг. 34 Мысли Станиславского о том, что зрители
могут корректировать идейный замысел артиста и подсказывать ему более глубокое
толкование роли, подтверждается артистической практикой самого Станиславского.
Так, рассказывая об исполнении роли доктора Штокмана, Станиславский приходит к
выводу, что роль, задуманная им по линии интуиции и чувства, под влиянием
революционно настроенного зрителя приобрела, так же как и весь спектакль,
общественно-политическое звучание, которого прежде не находили в пьесе ни
режиссер, ни актеры (см. наст. изд., т. 1,
глава «Общественно-политическая линия»). |