Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! — Зная кое-что
от дяди о технике нашего искусства, я подошел прямо к внутреннему содержанию
роли и долго разбирался в нем,—точно
оправдывался Шустов. — Дядя помогал? —осведомился Аркадий Николаевич. — Немного. Дома, как мне казалось, я достиг
подлинного переживания. Иногда и на репетициях я чувствовал отдельные места
роли. Поэтому мне непонятно, при чем тут
искусство представления.— продолжал
оправдываться Паша. — В этом искусстве тоже переживают
свою роль, один или несколько раз—дома
или на репетициях. Наличие самого главного процесса — переживания — и позволяет
считать второе направление подлинным искусством. — Как же в этом направлении
переживают роль? Так же, как и в нашем? —
спросил я. — Совершенно так же, но цель
там—иная. Можно переживать роль каждый
раз, как у нас, в нашем искусстве. Но можно пережить роль только однажды или
несколько раз, для того чтобы заметить внешнюю форму естественного проявления
чувства, а заметив ее, научиться повторять эту форму механически с помощью
приученных мышц. Это представление роли. Таким образом, в этом направлении искусства
процесс переживания не является главным моментом творчества, а лишь одним из
подготовительных этапов для дальнейшей артистической работы. Эта работа
заключается в искании внешней художественной формы сценического создания,
наглядно объясняющей его внутреннее содержание. При таких поисках артист прежде
всего обращается к себе самому и стремится подлинно почувствовать — пережить жизнь изображаемого им лица. Но,
повторяю, он позволяет себе делать это не на спектакле, не во время самого
публичного творчества, а лишь у себя дома или на репетиции. — Но Шустов позволил себе это
сделать на самом показном спектакле! Значит, это было
искусство переживания,—заступился я. Кто-то поддержал меня, говоря, что у Паши
среди неверно сыгранной роли было вкраплено несколько моментов подлинного
переживания, достойных нашего искусства. — Нет,—протестовал Аркадии Николаевич.—В
нашем искусстве переживания каждый момент исполнения роли каждый раз должен
быть заново пережит и заново воплощен. В нашем искусстве многое делается в порядке
импровизации на одну и ту же тему, прочно зафиксированную. Такое творчество
дает свежесть и непосредственность исполнению. Это сказалось в нескольких
удачных мометах игры Названова. Но у Шустова этой свежести и импровизации в чувстаовании роли я не заметил. Напротив, он
восхитил меня в нескольких местах четкостью, артистичностью. Но… во всей его
игре чувствовался холодок, и это заставило меня заподозрить, что у него уже
есть раз и навсегда установленные формы игры, не дающие места импровизацин и
лишающие игру свежести и непосредственности. Тем не менее я чувствовал все
время, что оригинал, с которого искусно повторялись копии, был хорош, верен,
что он говорил о подлинной живой «жизни человеческого духа» роли. Этот отзвук
когда-то бывшего процесса переживания сделал в отдельных моментах игру,
представление, подлинным искусством. |