Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Не будем дискутировать с режиссером, это не наша
задача. Трагедия времени, которую он стремился воплотить в новой редакции
"Горя от ума", не подкреплялась внутри спектакля. Может быть, у
Грибоедова были такие мысли, но написал он другую пьесу. Зритель не поддержал
замысел Симонова. Комедия "Горе от ума", может быть, не так
богата ошеломляющими финалами. Некоторой неожиданностью, впрочем, оправданной,
был обморок Чацкого в БДТ у Товстоногова. Очень логичным и убедительным представился мне финал
грибое-довской комедии, поставленной где-то в 60-х годах в Праге. После
известных слов: "Что станет говорить княгиня..." в вестибюле, где
проходила финальная сцена, слуги стали гасить свет, и я начал собираться
уходить, но переводчик, сопровождавший меня, остановил: "Подождите, еще не
кончено". Я сел на место. В вестибюле стало совсем темно, но вот в глубине
коридора появился слабый огонек. В полной тишине кто-то шел со свечей в руке на
первый план, где сбоку находилась комната Софьи, уже заявленная ранее. Этот
кто-то, читающийся пока лишь силуэтом, тихо постучался в дверь. Тишина, никто
не отвечает. Еще раз постучал. Нет ответа. Тогда он нажал ручку двери — она
открылась, и свет из комнаты раскрыл таинственного незнакомца. Какой же это
незнакомец — Молчалин! Он гасит свечу, входит в комнату. Звук запираемой двери.
Вот теперь уже все... "Молчалины блаженствуют на свете!" Прекрасно по
мысли, решено не назойливо, но точно и жестко. Кружится в финале "Последней жертвы" А.
Островского в Театре им. Гоголя сад, объединяющий все картины, подчинив все
городским джунглям, как мы определяли его образ. Здесь прогуливаются по аллеям,
рассаживаются на скамейки, рассматривая критически гуляющих, здесь охотятся за
добычей и трудно уйти от цепких лап хищников. Здесь все повязаны друг с другом,
все знают всё друг о друге. Вот новые пары — Флор Федулыч с Юлией Павловной,
Вадим Григорьевич 124 Дульчин с уже бывшей вдовой, а теперь его спутницей
Пивокуровой, шулера "ждут Вадима, пора приниматься за работу, а над всеми
Наблюдатель", очевидно, сам Островский — здесь его герои, его сюжеты, он
все знает наперед. Крутится сад, крутится жизнь... Мейерхольд еще в 1910 году в Александрийском театре
ввел режиссерские паузы в "Дон Жуана" Мольера: "Спектакль
начинался с того, что маленькие арапчата в красных расшитых камзолах выбегали
на сцену и зажигали свечи, звонили в колокольчики, созывая публику. Потом
торжественно проходили в свои будочки суфлеры в париках, держа под мышкой
тяжелые фолианты. Арапчата выполняли на сцене множество разных важных дел —
следили за курильницами, поправляли парики и костюмы актерам, приносили и уносили
шпаги, шляпы, объявляли о перерыве, меняли декорации — гобелены Головина,
изображавшие улочки старинного городка, комнату Дон Жуана, лес и т. д.". |