Добро пожаловать на неОфициальный сайт молодой талантливой актрисы Екатерины Федуловой! Очень соблазнительны паузы — поединки, драки,
состязания. За эффектностью выпадов, сложных комбинаций, выполнения всего
церемониала фехтовального искусства пропадает цель, смысл поединка. В романе
Готье "Капитан Фракасс" старый бандит, притворяющийся цыганом, учит
новичка своему "искусству": "Смотри врагу в глаза и старайся
убить его одним ударом! Не надо демонстрировать всякие красивые позы!" —
вот это деловой подход! Мне довелось увидеть во многих спектаклях "Ромео
и Джульетта" соответственное количество поединков — Тибальт — Меркуцио,
Ромео — Тибальт, Ромео — Парис и еще бои слуг... Не говоря о потери
драгоценного сценического времени, постановщики боев забывали, во имя чего
сражаются соперники. Понятно — рыцарская честь, и меня, наверное, осудят за
жестокость, но я не мог понять, почему, когда противник роняет шпагу, то его
соперник дает ему возможность поднять ее? Неблагородно? Может быть! Но дело
идет о жизни и смерти! Ка- 127 мень, которым Ромео (в фильме) разбил голову Парису,
тоже не благородный удар. В начале перестройки, в 80-х годах, когда театры
появлялись как грибы (разной ядовитости и полезности для зрителей), несколько
хороших специалистов по сценическому бою решили организовать "Театр плаща
и шпаги". Когда же выяснилось (неожиданно!), что даже в таком театре
нельзя обойтись одними дуэлями, а нужно еще произносить какие-то слова,
общаться с партнерами вне ударов шпагами, то предприятие оказалось
мертворожденным. Студенческий спектакль "Живой портрет"
(средневековье, ревность, убийства) начинался прологом: почти полная темнота,
сцена заполнена толпой сражающихся людей, удары шпаг, падающие тела, вопли
раненых, проклятия и тому подобный набор сражений. Но спектакль только что
начался, зрители еще не знают, кто с кем и из-за чего сражаются, они не знают,
"за кого болеть" — поэтому остаются равнодушными, труд актеров
пропадает даром. Пауза теснейшим образом связана с мизансценой — в этом
смысл паузы. Это отдельная, и, пожалуй, основополагающая проблема режиссуры. На паузах накопилось достаточное количество штампов.
Пролог — воспоминание. Из зрительного зала выходит он (она), обычно среднего
возраста, и начинает рассказывать историю своей жизни. Так произошло в Театре
им. Пушкина в "Варшавской мелодии" Л. Зорина. Очень сильная пьеса,
одна из лучших в середине прошлого века. Но точная композиция разрушается, так
как рассказывающий о прошлом человек должен учитывать позицию, с которой он
выступает. От этого меняется вся система взаимоотношений, и прием воспоминания
является ремесленным довеском к спектаклю. |